Запечатление привязанности
Ни одна собака не родилась злой, плохой или непослушной
Она родилась маленьким щенком…
и кем она вырастет - зависит только от владельца.
Дорогие друзья, мы продолжаем тему «сознание собаки» по книге Джона Бредшоу, антропозоолога, доктора биологических наук, который основал и возглавил Бристольский институт антропозоологии и более 30 лет изучал взаимоотношения людей и одомашненных животных, кошек и собак, и написал ряд книг. Итак, продолжаем о психологии одного из лучших друзей человека и поговорим о том, что такое запечатление или импринтинг у животных и, в частности, у собак.
Как щенки становятся домашними
Собаки не рождаются дружелюбными по отношению к людям. Нет, это не опечатка. Собаки рождаются, чтобы стать дружественными по отношению к человеку, но это происходит только при условии, что они встречают дружелюбных людей будучи крошечными щенками. Ученые знают это уже полвека, но до сих пор выводы не получили повсеместного применения или даже широкого одобрения. Сегодня многие щенки все еще воспитываются для рынка домашних животных в нищенских условиях - условиях, которые определяют их жизнь, испорченную тревогами и страхом, что порождает поведение, не внушающее им любовь к своим опекунам, да и ни к кому, кто встречается на их пути. Тем не менее, всего этого можно избежать.
Одомашнивание не адаптировало собак к человеческому окружению, оно просто дало им средства для адаптации. Контакт с людьми и антропогенным окружением должен происходить мягко и постепенно, чтобы подрастающие собаки могли научиться с ними справляться. Этот процесс начинается в возрасте около 4 недель жизни собаки и продолжается несколько месяцев. Если контакт недостаточный или неправильный, у собаки разовьется глубоко укоренившийся страх и тревога, которые позже будет очень трудно искоренить. Несмотря на то, что некоторые детали того, как это происходит, наукой не исследованы, общий процесс этой «социализации» хорошо описан и тот факт, что до сих пор многие щенки не получают достаточного опыта повседневной жизни, который позволит им адекватно приспособиться к условиям проживания среди людей, это трагедия.
В 1961 в научной среде появилась короткая статья, которая коренным образом изменила наше представление о связи человека с собакой. Для того, чтобы выяснить, когда щенки наиболее восприимчивы к людям, исследователи воспитывали пять пометов кокер спаниелей и три помета биглей (коротконогая гончая) в полях, окруженных высоким забором так, чтобы они никогда не видели людей, а еда и вода подавались через дыры в заборе. Затем каждую вторую неделю после того, как щенкам исполнилось 2 недели и до 2-х месяцев некоторых из них брали в семью на неделю на «каникулы», где они каждый день имели полтора часа интенсивного контакта с людьми. В конце недели социализации они возвращались в поле к своим мамам, братьям и сестрам.
Хронометраж «каникул» был абсолютно решающим для реакции щенков на контакт с руками человека. В возрасте 2-х недель они были слишком юные и много спали для хорошего взаимодействия, но щенки, взятые в 3-х недельном возрасте, сразу же проникались симпатией к человеку, который за ними ухаживал. Они хватали исследователя за одежду лапами и зубами и играли с ним. В возрасте 5 недель щенки в первые минуты вели себя настороженно, но потом начинали шумно и эмоционально играть человеком. Щенкам в возрасте 7 недель требовалось два дня задабриваний, прежде чем они позволяли себя уговорить поиграть, а в 9 недель щенки должны были привыкать еще дольше и становились дружелюбными только во второй половине недели их каникул.
Расчет времени первого знакомства с человеком был абсолютно решающим для реакции щенков на людей позже. Всех щенков в этом эксперименте убрали с поля в возрасте 14 недель и с тех пор они начали жить с людьми как обычные собаки. Пятеро щенков, которые все время жили в поле, никогда не научились доверять людям даже после нескольких месяцев интенсивного ухода. Шестерых брали на «каникулы», когда им было всего 2 недели от роду, затем вернули в поле на 11 месяцев. Они поначалу были очень недоверчивы к людям, но спустя 2 недели ласкового отношения они стали дружелюбные. Все остальные щенки стали навсегда дружелюбными и это замечательно, учитывая, что некоторые из них последний раз видели человека полжизни назад. Шестеро щенков, которые не видели человека в течение 10 недель, вначале с трудом поддавались дрессировке на поводке, но дрессировка других была легкой.
В целом результаты показали, что щенкам нужен некоторый (но не очень много) контакт с людьми, если нужно, чтобы они дружески реагировали на людей. Есть даже оптимальный возраст, чтобы такой контакт был эффективным. Две недели это слишком рано. 12 недель определенно слишком поздно; к этому возрасту наблюдаемые щенки боялись всего, с чем они не сталкивались, когда были моложе. Это подразумевает окно возможностей между 3 неделями и 10 или 11 неделями - то, что учёные назвали их «критическим периодом».
Идея критического периода возникла в исследованиях, проводимых лауреатом Нобелевской Премии биологом Конрадом Лоренцем. Подозревая, что некоторые животные должны скорее идентифицировать свою мать, чем узнавать её инстинктивно, Лоренц лично вырастил выводок гусят. Его предсказание сбылось: никогда не видя своей матери, гусята принимали его за свою мать, следовали за ним, как стая преданных собак, не обращая внимания на свою биологическую мать.
Открытие Лоренца состояло в процессе, который ныне называется «запечатление привязанности», в течение которого молодые животные изучают характерные черты своих родителей. Гусята запечатлевают привязанность на первом движущемся объекте правильного размера, с которым они сталкиваются через 12 или 16 часов после того, как они вылупятся из яйца. В дикой природе вероятность того, что им встретится именно родная мать, а не кто-то посторонний, настолько высока, что шансов, что что-то пойдет не так, практически нет. Для их выживания жизненно важно, чтобы гусята знали, как внешне должна выглядеть их мать; иначе они могут легко удалиться от гнезда и погибнуть. Но почему они должны этому научиться? Не лучше было бы, если бы они вылуплялись из яиц с уже встроенным в мозг образом матери? У биологов нет определенного ответа на такие вопросы, но, возможно, учение просто легче; возможно, для эволюции трудно закодировать в ДНК трехмерные образы. На самом деле исследования показывают, что молодые птицы рождаются с некоторыми встроенными руководствами, к чему им надо присматриваться и что подмечать - что-то, что движется, издает птичьи щебетания, в наличии голова и шея. Но не более того, например, если домашние цыплята не увидят свою мать, то они с готовностью запечатлеют хорька.
Лоренц изначально концептуализировал свой «критический период», как жесткое расписание событий. В примере с гусятами, которые в первые часы жизни уже могут двигаться и вряд ли выживут долго самостоятельно, это позволяет им быстро прицепиться к матери. Нынче такое расписание не кажется ученым таким уж жёстким и окна возможностей учения называют периодами восприятия. Они могут модифицироваться согласно обстоятельствам, а не заканчиваются, когда прикажут часы в головном мозге. Тем не менее, это правда, что в конце концов, через несколько дней запечатление нельзя перезапустить. Мозг молодой птицы не ждет неопределённое время, пока покажется её мать-птица; эта дверь реально закрывается по мере взросления птенца.
Как только молодая птица закончит учение, убедить её изменить привязанность к своей матери практически невозможно. Она будет улетать от других животных - очень разумно, учитывая, что многие захотят её поймать и съесть. Блокировка, которая запрещает молодой птице случайно забыть свою мать и прицепиться к кому-то другому, называется «конкурентное исключение». Как только полная картина матери встраивается, процесс запечатления автоматически уничтожается, предотвращая случайную привязанность птенца к другому гусю в случае временного отсутствия матери.
Такое понятие «периода восприятия» объясняет поведение многих молодых животных. Также поступают собаки: они запечатлевают привязанность на своей матери и наоборот и делают это, используя свой орган чувств номер один: обоняние. В одной серии экспериментов три исследователя собрали запахи двухгодовалых собак, помещая одежду в их постели в течение трех ночей подряд. Все собаки были отделены от их матерей в возрасте 12 недель или даже моложе. Тем не менее, когда их матерям дали эту одежду, они были намного более заинтересованы в запахе своих щенков, чем в запахе неродственных, но знакомых им собак. Также и поведение молодых собак показало, что они распознали запах матери.
Второй эксперимент проводился в то же самое время и показал, что двухлетние собаки способны узнать своих детенышей по запаху, но только если они в это время проживают с другими щенками этого же помета. Это предполагает существование семейного запаха, который напоминает каждой собаке её сестру или брата, с которыми она сейчас живет, даже если запах приходит от собаки, живущей в совершенно другом доме. Даже в возрасте от 4 до 5 недель щенки уже знают запах своего помета. Такие неожиданные возможности напоминают нам, как много предстоит узнать о том, как собаки способны воспринимать запахи, даже совершенно не воспринимаемые нами.
Однако, принцип «конкурентного исключения» не применим в запечатлении у домашних собак. Щенки запечатлевают в памяти не только своих матерей и однопометников, но и людей. Фактически, щенки могут также запечатлевать других доброжелательно настроенных животных, с которыми они сталкиваются в период своего восприятия, таких как кошки. Одной из прекрасных способностей к многократной социализации у собак и кошек это та, что они боятся друг друга только если впервые встречаются во взрослом возрасте. Я всегда держал в доме кошек и собак и, если их правильно познакомить в молодости, они могут стать большими друзьями.
Некоторые традиционно используют эту гибкость у собак. Породы сторожевых собак, такие как большая пиренейская собака и анатолийская пастушья собака, если растут вместе с овцами, ведут себя так, будто стадо это их семья, хотя во всем остальном они ведут себя как собаки. Тем не менее, в целом такая способность весьма необычна в царстве животных. Большинство животных запрограммировано эволюцией знать только свой вид и никакой другой. В самом деле, выращенные в неволе животные часто с трудом ладят с представителями своего вида, как подтвердят служители зоопарков, когда они впервые пытались разводить исчезающие виды хищников, особенно диких кошек.
Домашние собаки не теряют идентичности своего вида, даже если у них формируется привязанность к человеку. Они не только на самом деле учатся, как взаимодействовать с другими видами, но и нет доказательств, что это каким-то образом вредит их взаимоотношениям с другими собаками. Способность воспринимать несколько идентичностей (или личностей) необычна, но её происхождение лежит в регулярных биологических процессах. Подобным образом, раз способность к взаимодействию с человеком не могла взяться ниоткуда, её корни должны лежать в социальном поведении волков. Поскольку собаки это инфантилизированные волки, то логически будет искать ответ на вопрос в поведении волчат и волков подростков, а не у взрослых волков.
После рождения волчат о них заботятся волки. Они учатся характеру волков на основании того, что это их родители или родственники. После рождения щенков о них заботятся их мать и владелец. Характерные черты матери заложены в категорию «родитель» и это знание будет сохраняться всю жизнь, формируя основу одного комплекта социальных преференций, а именно- членов своего собственного вида (как у волков и уличных собак). Характерные черты их владельцев, поскольку они не подходят к первой категории, будут закладываться во вторую категорию, создаваемую спонтанно, потому что владельцы уже есть и они тоже заботятся о щенках.
Иными словами, мы, люди, захватили механизмы нормального распознавания родичей. Необычная способность щенков к многочисленной социализации это механизм, с помощью которого мы можем поместить себя в их социальное окружение и взять на себя роль, которую в дикой природе исполняют их родители. До завершения грудного вскармливания связь с человеком, возможно, слабее, чем с матерью, но после этого привязанность к человеку укрепляется с каждым днем, когда мы кормим наших собак, играем с ними и поощряем во время дрессировки. Намного меньше возможностей для домашних собак укреплять привязанности друг к другу. Даже в семье с несколькими собаками именно человек выступает родительской фигурой, обеспечивая еду, контролируя местонахождение собак в любой момент дня и так далее. Конечно, существуют несколько исключений из этого сценария, например, охотничьи собаки в стаях, где лидерство одной собаки очень важно для координации всей команды.
Это и правда запечатление? Определенно собаки запечатлевают своих матерей, но наукой ещё не установлено, запечатлевают ли они также своих первых владельцев. Запечатление, в узком смысле связи, формирующейся с главным лицом, осуществляющим уход, не может рассматриваться как общительная натура собак и, конкретнее, насколько легко многим собакам изменить свою преданность одному владельцу на другого. На ранних этапах жизни большинство млекопитающих учатся общей идентичности представителей своего вида, а также конкретным чертам индивидуумов вокруг них, особенно тех, которые за ними ухаживают. В норме последние вызывают наибольшую привязанность, но не так с собаками, которые демонстрируют намного большую гибкость, предположительно в результате одомашнивания. Тем не менее, запечатление или что-то наподобие, действительно играет большую роль в определении собачьих преференций - к кому привязаться и кого избегать. Эти преференции устанавливаются на раннем этапе жизни собаки, а именно во время периода социализации.
Даже если собаки обладают несколькими «дружелюбными» категориями одновременно, у каждой собаки есть свои границы. Это прекрасно иллюстрируется недоверием некоторых собак к детям. Откуда собакам знать, что дети это маленькие люди, а не совершенно другой вид? Ответ очевиден - они и не знают. Дети точно отличаются от взрослых людей тем, как они двигаются, звуками, которые они издают и, возможно, что больше всего значимо для собак - своим запахом. Собаки, которые в детстве никогда не встречали детей, относятся к ним очень настороженно, если встретят их будучи взрослыми, но эта проблема легко поддается дрессировке и первоначальная нерасположенность преодолевается. С другой стороны, если во время первой встречи ребенок тянул собаку за хвост или уши, то такая собака будет легко раздражаться при виде других детей. Собака обобщает детей, воспринимая их как категорию, а не как отдельных личностей. Также точно во время социализации щенки должны обобщать взрослых людей. Несомненно, щенки распознают некоторых людей как отдельных личностей, но незнакомые люди категоризируются ими как «дружелюбные».
Вот почему так важно деликатно знакомить щенков с как можно большим количеством разных людей: мужчины и женщины, одетые по-разному, мужчины с бородами и гладко выбритые и так далее. Этот процесс служит расширению границ того, что собаки категоризируют как «взрослый человек». Если шаблон будет слишком узкий, то в связи с тем, что в период своего восприятия щенки встречаются только с одним или двумя служащими приюта, они могут реагировать на внешность мужчин со страхом и тревогой. Это одна из причин, почему владельцы имею трудности с собаками, взятыми из ферм для щенков или магазинов: часто понятие о внешности человеческой расы у щенков слишком узкое и они из страха избегают каждого двуногого, которого встречают.
Как видим, организация социального мозга у собак отличается от всех других млекопитающих. Он способен формировать по требованию множественные, репрезентативные пространства по каждому виду, с которым щенок встречается в период социализации. Эта способность имеет параллель так, как это бывает у маленьких детей, изучающих языки. Многие дети во всем мире растут и слышат два или более языков вокруг себя и их мозги прекрасно адаптируются к этим обстоятельствам. Каждый язык хранится отдельно так, что ребенок очень быстро учится тому, чтобы не смешивать их при формировании предложений. Любая собака, которая встречает только других собак до достижения возраста 14 недель, развивает только одно такое пространство. Собака, рожденная в доме человека, развивает два таких пространства, одно для собак и одно для людей (и каждое способно расширяться для того, чтобы вместить другие типы собак и другие типы людей, которые соответственно выглядят, пахнут и звучат не так как её владелец). Собака, рожденная в доме человека, где есть доброжелательная к собакам кошка, может развить три таких пространства. И возможно, что, если в таком доме будет маленький ребенок, разовьется еще одно пространство.
Вкратце, у собак очень необычные мозги, которые позволяют им строить несколько социальных сред одновременно. Именно эта способность делает их такими полезными для людей; всего лишь два примера, охотничьи собаки могут бегать в стае, а ездовые могут принять участие в забеге, оставаясь под контролем своих дрессировщиков. Собаки рождаются с возможностью развивать множественные идентичности, но детали и контекст должны приходить с опытом. Если вы думаете, что это был единственный путь, по которому могло пойти одомашнивание, то ведь эволюция не обладает ясновидением и поэтому не могла заранее встроить знания о том, кто такие люди и как они себя поведут; лучшее, что мог дать естественный отбор, это механизм приобретения такого знания. Социализация с другими собаками, с другой стороны, вероятнее всего основывалась на механизме, установленном на раннем этапе эволюции у хищников, миллионы лет до одомашнивания и поэтому могла содержать дополнительные процессы.
(от автора: лично мною сделан такой вывод из выше рассказанного - главное это относиться к нашим питомцам по-доброму и вы будете запечатлены в их сердцах навсегда.)
Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» надеется, что информация была полезна и уверен, что наши статьи помогут любителям и опекунам собак достичь лучшего взаимопонимания со своими питомцами.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены