Вечеринки для щенков

Оцените материал
(0 голосов)

«Друг собаки - это звучит гордо»
( Конрад Ц. Лоренц )

Дорогие друзья, мы продолжаем тему «сознание собаки» по книге Джона Бредшоу, антропозоолога, доктора биологических наук, который основал и возглавил Бристольский институт антропозоологии и более 30 лет изучал взаимоотношения людей и одомашненных животных, кошек и собак, и написал ряд книг. Итак, продолжаем о психологии одного из лучших друзей человека и поговорим о том, что влияет на поведение домашних собак и введем новый термин «вечеринка для щенков». Таким образом, собакам приходится изучать виды, к которым они не принадлежат, включая людей. Но должны ли они также учиться быть собаками? В эксперименте 1961 года у всех щенков развилось нормальное социальное поведение, потому что их воспитывала мать - это нормальное условие для дикого животного или даже одичавшей собаки. Социальное поведение собак по отношению к людям зависело от их контакта с людьми в возрасте от трех до девяти или десяти недель. Они все еще оставались собаками, несмотря на то, что способность некоторых из них взаимодействовать с нашим видом была поставлена под угрозу.

ve4erdlyashen1 min

То, в какой степени собаки учатся быть собаками, может быть проверено только в том случае, если они никогда не встречали другую собаку с момента своего рождения. В серии экспериментов, проведенных в 1960-х годах, исследователи продемонстрировали, что щенки, которых держали на поводке с возраста менее восьми недель и с тех пор держали подальше от других собак, имели тенденцию быть агрессивными по отношению к другим собакам, предположительно потому, что они забыли или никогда не учились, как взаимодействовать с представителями своего собственного вида. Однако это не было неожиданным результатом: животные многих видов демонстрируют всевозможные отклонения из-за их ограниченного раннего опыта (например, у них очень ограниченные возможности для игр, что влияет на развитие их мозга, а также на координацию движений). Несколько лет спустя удивительно простое, но элегантное исследование позволило избежать этих отклонений, дав щенкам настолько нормальное воспитание, насколько это было возможно, не оставляя их в их собственном помете. Вместо того чтобы снова выращивать щенков в изоляции, ученые рассудили, что достаточно маленькая собака могла бы вести относительно нормальную жизнь, если бы воспитывалась с выводком котят - нормально, конечно, а именно возможности взаимодействовать с другими представителями своего вида. Исследователи работали с четырьмя пометами чихуахуа. Из каждого помета было выбрано по два щенка, которых их биологические матери воспитывали обычным образом. Однако вместо этого в помет котят вводили по одному щенку из каждого помета, начиная с того момента, когда щенкам исполнилось три с половиной недели, в начале «чувствительного периода». С того времени и до достижения щенками возраста 16 недель (то есть, после окончания «чувствительного периода») щенки играли только с котятами. Мамы кошки по всей видимости усыновили их спокойно.

ve4erdlyashen2 min

Щенок, воспитанный кошкой, шарахается от щенков, воспитанных собакой. Когда сравнивали поведение двух типов щенков в возрасте шестнадцати недель, различия были поразительными. Каждому щенку было подарено зеркальце. Это был очень волнующий опыт для щенков, которых вырастила их собственная мать; они снова и снова лаяли на свои отражения, подпрыгивали к зеркалу и лапали, царапали и рылись в нем, предположительно, чтобы добраться до щенка, который, как они думали, был по ту сторону. Воспитанные кошкой щенки либо игнорировали свои отражения, либо вели себя так, словно они были чем-то инопланетным, осторожно приближаясь, поджав хвосты между ног. У них не было ментального образа как выглядит собака, потому что они не видели ни одну собаку с тех пор, как их глаза стали хорошо функционировать. Когда два помета встретились, одни щенки, выращенные собакой, а другие выращенные кошкой, то последние сбились в кучу вместе с котятами и, казалось, не знали, как играть с щенками, выращенными собакой. Если они вообще взаимодействовали, то вели себя точно так же, как когда им показывали свое отражение: молчали и поджимали хвосты. Это убедительное доказательство того, что щенкам действительно нужно учиться быть собаками - они рождаются с базовым набором реакций, но им нужен опыт общения с другими собаками, прежде чем они смогут быть должным образом выражены. Тем не менее, этот эксперимент показал, что даже в 16-недельном возрасте, когда окно в социализацию с людьми вот-вот закроется, собаки могут быстро адаптироваться к проживанию со своим видом. После первых экспериментов в 16 недель всех щенков собрали вместе. Через две недели щенки, воспитанные кошкой, играли как собаки; они также реагировали на свои отражения так, как если бы были другими собаками. Это открытие предполагает, что «чувствительный период», в течение которого щенки учатся общаться с другими собаками, на самом деле длиннее, чем «чувствительный период» социализации с людьми. Однако, поскольку подобные исследования, насколько мне известно, никогда не повторялись и не расширялись, напрашивается ряд альтернативных объяснений. Например, возможно, что чихуахуа развивают свои социальные предпочтения более постепенно, чем спаниели и бигли, использовавшиеся в предыдущих экспериментах. Однако мы можем быть уверены, что социализация с собаками и людьми все еще далека от завершения в возрасте восьми недель, когда большинство щенков становятся домашними питомцами.

ve4erdlyashen3 min

Многочисленные научные исследования не смогли найти какой-либо обоснованности тестирования щенка на предсказание его будущего характера. Большинство таких тестов также нацелены на предсказание характеристик, которые, вероятно, являются ошибочными, таких как прямое соответствие между агрессией и доминированием. Единственная черта личности, которая, по-видимому, устойчива к изменениям после семи недель - это крайняя генетически обусловленная боязливость, которая встречается очень редко.   Сегодняшние дикие волки могут привязываться к людям, но они гораздо более ограничены, чем собаки, в количестве привязанностей, которые они могут сформировать. Волки, как и собаки, вероятно, усваивают “семейный запах”, пока находятся в логове, и таким образом способны сблизиться с остальной частью стаи, как только они выходят на дневной свет и могут узнать, как выглядят и звучат другие. Если в течение этого периода с ними интенсивно общаются люди, они могут стать дружелюбными по отношению к ним, но обычно они ограничивают такое поведение людьми, которые занимались общением, а не распространяют его на всех похожих людей, как, по-видимому, делают собаки. Они также обычно предпочитают компанию волков компании людей, как бы хорошо они ни были знакомы с людьми. Таким образом, запечатление у волков больше похоже на запечатление у птиц, чем на социализацию у собак. Тем не менее, то, что мы видим сейчас у собак, предположительно, развилось в результате импринтинга у волков. Таким образом, ключевыми изменениями были задержка начала реакции страха и расширение знаний о характеристиках близкой семьи (биологической или нет) на других подобных индивидов. Вполне возможно, что эти различия между собаками и современными волками уже присутствовали у их общего предка, облегчая одомашнивание; мы можем только догадываться о том, каким было поведение этого общего предка. Предположительно, одомашнивание было бы очень трудным, если бы этот предок был так же устойчив к социализации, как современные волки, таким образом, возникает соблазн предположить, что начало реакции страха могло проявиться у некоторых волков несколько позже в то время, по сравнению с сегодняшними волками.

ve4erdlyashen4 min

Первые три-четыре месяца жизни, пожалуй, самое важное время в жизни собаки. Рожденные с сильным стремлением познавать окружающий мир, собаки в этот период приспосабливаются к любому типу окружающей среды, в которой они появляются на свет, от глухих улочек деревни в Пенджабе до высотных зданий в Нью-Йорке. Как и у большинства животных, их стандартной реакцией на неизвестное является страх. Но у собак, в отличие от большинства других животных, эта реакция страха легко сводится на нет правильным опытом. Чтобы этот опыт был легко усвоен, он должен быть представлен таким образом, чтобы сам по себе не внушал страха. Щенки, воспитанные в хаотичной, непредсказуемой среде, могут не усвоить информацию, которой их бомбардируют, и превратиться в обычных тревожных собак. Слишком сильная стимуляция может быть столь же разрушительной, как и слишком слабая. Но повседневный опыт подсказывает нам, что большинство щенков действительно получают примерно необходимый уровень опыта, просто воспитываясь в обычных человеческих семьях - именно в той среде, в которой собаки эволюционировали, чтобы жить. Чувствительный период - это когда собаки начинают узнавать людей, а не когда это узнавание заканчивается. Когда заканчивается чувствительный период, начинается вторая фаза. На первом этапе, периоде социализации, щенок узнает, кому он может доверять; но как только ему исполнится около двенадцати недель, он начнет избегать животных или людей, даже предметов, с которыми он никогда раньше не встречался. Индивидуальные отношения с другими собаками также начинают проявляться в возрасте одиннадцати-двенадцати недель. В течение многих недель после окончания периода социализации молодая собака будет продолжать жадно собирать информацию о своих компаньонах и физической среде, в которой они живут, руководствуясь категориями «друг или возможный враг», установленными во время социализации.

ve4erdlyashen5 min

Вечеринки для щенков Современный образ жизни и нуклеарная семья (то есть, семья из родителей и их детей, живущая в отдельном доме), означают, что у молодых собак нет таких же возможностей, как у многих их предков, для знакомства с другими собаками и людьми, кроме их владельцев. Вечеринка для щенков может стать способом восполнить этот пробел, предоставив щенку весь спектр впечатлений, необходимых ему для того, чтобы справиться со взрослой жизнью. Несмотря на то, что их название подразумевает бесплатное посещение, для того чтобы эти занятия были эффективными, они должны быть умело проведены и всесторонне структурированы. Хотя традиционно считалось, что собак нельзя дрессировать, пока им не исполнится шесть месяцев, в настоящее время хорошо известно, что щенки могут выучить основные команды гораздо раньше этого возраста, и поэтому щенячьи вечеринки включают короткие сеансы дрессировки, исключительно с использованием вознаграждений. Никогда не следует применять наказание, которое мгновенно вызвало бы у щенка отвращение ко всему тому, что связано с общением с людьми. Контролируемая игра с другими щенками помогает продолжить процесс, начатый в помете, в результате чего щенок учится контролировать и подавлять свое собственное поведение. То, что люди, не являющиеся их владельцами, правильно обращаются с каждым щенком, расширяет представление каждого щенка о том, что с человеческой расой хорошо быть вместе. Советы о том, как провести вечеринку для щенков мы дадим позже.

ve4erdlyashen6 min

Проблемные собаки - это собаки, владельцы которых активно обращались за помощью из-за проблем с поведением питомцев и многое рассказывают о важности раннего жизненного опыта. Десять лет назад я провел анализ клинических записей в поисках факторов, которые могли бы предрасполагать собак к проявлению пугливой агрессии. В частности, я искал собак, которых разводили в питомниках и никогда не приводили в дом, а затем отправляли в дома, где их в основном держали подальше от людей, кроме их владельцев: из-за их ограниченного раннего опыта таким собакам было гораздо труднее справляться с новыми переживаниями, чем обычным собакам. Ни одна из собак не была дикой; все они в какой-то степени контактировали с людьми во время своего чувствительного периода, иначе было бы очень маловероятно, что они когда-нибудь стали бы домашними животными. В определенном смысле эти собаки функционировали нормально. Они были не более склонны, чем среднестатистическая собака, проявлять агрессию по отношению к своим хозяевам, с которыми у них были все возможности наладить нормальные отношения. Собаки, выращенные в питомниках, также не были предрасположены к проявлению агрессии по отношению к другим собакам; в конце концов, они обычно общались с представителями своего вида. Но они отличались друг от друга в одном важном аспекте: они часто были агрессивны по отношению к людям, которых не знали, или старались избегать их при встрече. Я обнаружил ожидаемое исключение в небольшом количестве собак, которые покинули питомники, где они родились в возрасте семи недель, а не обычных восьми недель, а затем оказались в оживленной городской семейной среде. Щенки, взятые из питомников в достаточно юном возрасте, казалось, были способны компенсировать свой ограниченный ранний опыт.

ve4erdlyashen7 min

Подавляющее большинство этих собак были взяты опекунами в дом в возрасте восьми недель, что является стандартом, поскольку именно в это время щенков можно полностью отлучать от груди. Однако этот возраст также находится в середине чувствительного периода социализации, поэтому было высказано предположение, что внезапная смена обстановки в возрасте восьми недель может быть особенно стрессовой для щенка. Есть также некоторые свидетельства того, что изъятие щенков из помета в возрасте до восьми недель предрасполагает, что они будут бояться других собак, поэтому в идеале весь помет следует содержать вместе до восьми недель, одновременно начиная знакомить их с самыми разными людьми. Таким образом, процесс, который приводит к установлению связи между собакой и владельцем, запускается, когда щенку исполняется около трех недель. Поведенческие стратегии, выработанные в течение чувствительного периода, направляют поведение щенка и устанавливают основные правила для последующего формирования близких отношений с отдельными человеческими существами. Щенки, которым дан лишь очень ограниченный опыт общения с миром, созданным человеком, скорее всего, не смогут адаптироваться к этому миру, когда встретятся с ним. В частности, несмотря на то, что они должны быть способны выстраивать хорошо сбалансированные отношения со своими владельцами, они могут боязливо реагировать на других людей из-за своего скудного опыта общения с человеческой расой во всем ее многообразии. Их стандартная стратегия борьбы с чем-либо неизвестным может заключаться в попытке убежать от этого, вместо того чтобы проявлять осторожное любопытство, которое является стандартной стратегией уравновешенной собаки.

ve4erdlyashen8 min

Все это предполагает, что формирующий опыт собаки начинается в трехнедельном возрасте. Однако собака уже существовала двенадцать недель до этого - девять в качестве зародыша и три в качестве явно беспомощного щенка. Когда пятьдесят или шестьдесят лет назад было проведено первоначальное исследование чувствительного периода у собак, считалось, что зародыши и беспомощные новорожденные животные не способны к быстрому обучению. Подкреплением этой идеи был антропоцентрический взгляд на то, что новорожденные щенки, будучи слепыми и глухими, не способны многое узнать об окружающей их среде. Об их обонянии в значительной степени забыли, хотя теперь мы знаем, что щенки могут научиться различать запахи еще до своего рождения, а также в течение первых трех недель после его появления на свет. Короче говоря, в этом исследовании в значительной степени упускалась из виду возможность того, что двенадцать недель после зачатия могут быть временем, когда реакции на окружающий мир зависят от внешних событий.

ve4erdlyashen9 min

Хотя собаки не изучались с точки зрения внешних воздействий в период от зачатия до рождения, ученые полагают, что этот период может быть особенно критичным для развития поведения. Теперь, благодаря исследованиям других видов, включая наш собственный, мы знаем, что окружающая среда, с которой сталкивается мать, может оказывать глубокое влияние на характер ее потомства. Исследования на крысах, мышах, обезьянах и людях показали, что на развитие мозга плода могут оказывать сильное влияние переживания матери во время беременности. Нет никаких оснований предполагать, что то же самое не относится к собакам. Большинство исследований, посвященных развитию мозга у плода, было сосредоточено на сильном стрессе, испытываемом матерью. У представителей нашего вида в настоящее время хорошо установлено, что материнский стресс может быть связан с целым рядом психических расстройств у детей, включая хроническую тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и неадекватное социальное поведение. Это может привести к долгосрочным проблемам, включая плохие интеллектуальные и языковые навыки, отсутствие эмоционального контроля и даже шизофрению. Исследования на крысах показали, что эти проблемы почти наверняка связаны с воздействием гормонов стресса, вырабатываемых матерью, которые проникают через плаценту в сам плод. Там они изменяют способ развития мозга, что приводит после рождения к снижению активности некоторых нейрогормонов (например, дофамина и серотонина) и гиперактивной системы реагирования на стресс. Хотя детали немного различаются в зависимости от стадии беременности, на которой возникает стресс, молодое животное может затем демонстрировать нарушения в обучении, плохие игровые навыки и ослабленную способность справляться с трудностями.

ve4erdlyashen10 min

К счастью, эти недостатки, по-видимому, обратимы, если младенец получает дополнительную материнскую заботу после рождения, но они также могут усугубиться, если молодое животное забирают у матери преждевременно или если ее материнские навыки недостаточны. Удивительно мало внимания уделялось этому явлению у одомашненных животных, несмотря на потенциальные уроки, которые можно извлечь из того, как лучше всего заботиться о них. Все ли эти эффекты являются патологиями, или некоторые из них действительно подготавливают молодое животное к тому, чтобы справляться с меняющимся миром? Поскольку большая часть этих исследований была проведена в попытке обосновать факторы, влияющие на психические заболевания у людей, меньше внимания уделялось попыткам понять, почему эволюция позволила стрессу, испытываемому матерью, так сильно повлиять на ее потомство. Таким образом, вполне возможно, что некоторые изменения в мозге, вызванные материнским стрессом, являются, по крайней мере, в некоторой степени адаптивными - в том смысле, что они подготавливают потомство к непонятному миру. Однако это, скорее всего, относится к диким животным, чем к домашним, таким как собаки; любая реакция на стресс, которая развилась у дикого предка, волка, вряд ли все еще будет адаптивной.

ve4erdlyashen11 min

Все эти результаты убедительно свидетельствуют о том, что собаководы должны уделять большое внимание психологическому благополучию своих племенных сук. Они не должны ни вызывать стресс разлуки, изолируя их на длительное время, ни позволять сукам запугиваться другими собаками. Некоторые из недостатков, которые я обнаружил у собак, рожденных не в домашних условиях, вполне возможно, были вызваны как стрессом, вызванным их матерью, так и скудным опытом в течение первых восьми недель их жизни. (Владельцы, которые привезли собак на лечение, просто не смогли предоставить нам столь подробную информацию об окружающей среде, в которой родились их собаки). Покупателям щенков также не мешало бы изучить условия, в которых заводчик содержит своих сук, а также окружающую среду, в которой живут сами щенки. Конечно, владельцы также обязаны позаботиться о том, чтобы их новый щенок получил необходимый опыт в течение первых нескольких месяцев, но какими бы хорошими они ни были, существует риск, что их может оказаться недостаточно для полного изменения последствий того, что в течение первых восьми недель у него была мать. В целом, очевидно, что переживания щенка, начиная вскоре после зачатия и до достижения им примерно четырехмесячного возраста, играют решающую роль в формировании его характера. Собака, у которой неудачный старт в жизни, может вырасти чрезмерно боязливой или тревожной. Это не является абсолютно неизбежным, поскольку природа заложила в себя способность, до определенного момента, компенсировать неудачи на ранних стадиях и возвращать развитие к сбалансированной траектории. Тем не менее, мы еще многого не знаем о том, почему у одних собак развиваются проблемы с поведением, а у других - нет.

ve4erdlyashen12 min

Например, почему некоторым собакам относительно легко справляться с тем, что их оставляют одних, в то время как многим другим это дается с трудом? В настоящее время исследования не смогли пролить много света на этот вопрос. Однако одна из возможностей заключается в том, что собаки были настолько тщательно отобраны для формирования сильной привязанности к людям, что у них всех потенциально могут развиться проблемы с разлукой - но у счастливчиков есть владельцы, которые, случайно или сознательно, учат их, что одиночество - это не катастрофа. Поскольку потребность в человеческой привязанности у домашних собак, по-видимому, необычайно сильна, собаки, брошенные своими владельцами и оказавшиеся в центрах приюта, должны чувствовать это очень остро. Исследования показали, что всего нескольких минут дружеского внимания со стороны одного человека в течение двух дней подряд достаточно, чтобы некоторые из этих бесхозных собак отчаянно захотели остаться с этим человеком. У многих собак такое восприятие людей как потенциальных объектов привязанности может сохраняться всю их жизнь; к счастью для многих из них, один человек или одна семья будут удовлетворять эту потребность с восьминедельного возраста до конца их жизни. Эта тяга, безусловно, объясняет, почему у стольких собак в какой-то момент их жизни развиваются расстройства, связанные с разлукой.

ve4erdlyashen13 min

Несмотря на то, что большинство свидетельств этих сильных и быстро формирующихся привязанностей исходит из поведения собак, которые переживают разлуку, сила таких привязанностей предполагает, что они также должны выражаться в нормальном поведении домашних собак. Однако, к сожалению, очень немногие биологи изучали повседневные взаимодействия между домашними собаками и семьями, в которых они живут. Вероятно, для этого есть множество причин: такие исследования отнимают много времени; в них используются методы, чаще используемые антропологами, которые редко интересуются животными; данные, которые они генерируют, сложны и не поддаются прямому анализу; и существует риск того, что простое присутствие наблюдателя изменит манеру поведения членов семьи по отношению к своему питомцу. Например, некоторые люди могут чувствовать себя подавленными, в то время как другие могут использовать возможность “покрасоваться”. Тем не менее, такие исследования являются очень полезным дополнением к гораздо более структурированным исследованиям, например, когнитивных способностей собак. Одно из самых ранних и до сих пор одно из лучших этнографических исследований показывает, насколько большинство домашних собак сосредоточены на людях. За десятью семьями владельцев собак среднего класса, живущими в пригородах Филадельфии, наблюдали в общей сложности в течение двадцати-тридцати часов, обычно ближе к вечеру и ранним вечером, когда дети были дома. Исследователь отметил, что собаки уделяли гораздо больше внимания человеческим членам семьи, чем наоборот. Они наблюдали, приближались или следовали за одним или несколькими членами семьи. Когда они отдыхали, то часто сталкивались в той же или соседней с людьми комнате. Когда им случалось смотреть в другое место, например, в окно, они, очевидно, все еще осознавали, где находятся люди, часто поворачивались к ним и приближались. С другой стороны, однако, члены семьи редко прерывали то, что они делали, чтобы найти собаку, когда та находилась в другой комнате.

ve4erdlyashen14 min

Однако, целеустремленная бдительность со стороны собаки не была равномерно направленной. Собаки очень хорошо чувствуют, кто из членов семьи любит их больше всего. В тех семьях, где муж не был привязан к собаке и не интересовался ею, собака редко наблюдала за ним или следовала за ним по пятам. Таким образом, собаки показали, что они знают о том, кто был наиболее отзывчив к ним. Таким образом, модель «стаи», хотя и ошибочна во многих отношениях, верна в одном: поведение собак по отношению к людям действительно использует набор правил и моделей поведения, которые в конечном счете заимствованы у волков и более отдаленных предков псовых. Однако это не правила «Доминируй или будь доминируемым, сокрушай или будешь раздавлен». Это правила семьи, правила «Те, кто тебя растит, - это те, кто, скорее всего, будет продолжать лелеять тебя на протяжении всей твоей жизни». Поведение наших домашних собак ясно показывает нам, что они рассматривают нас как фигуры привязанности, основанные на концепции «родители-потомки». Действительно, владелица собаки, которая говорит своим друзьям: «Я мама Фидо», на самом деле недалека от истины. В этом отношении собаки принципиально отличаются от всех других животных. Мы считаем само собой разумеющимся, что можем тренировать их без поводка и что после обучения они вернутся к нам не за немедленной наградой, а за воссоединением с нами. Задействованные механизмы, по сути, являются развивающими; одомашнивание наделило собаку способностью к этому уникальному социальному поведению, но только благодаря учебной среде, которую мы им создаем, собаки приходят к пониманию того, как вести себя по отношению к людям. Впереди нас ждет тема о том, любит ли вас ваша собака.

ve4erdlyashen15 min

Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» надеется, что информация была полезна и уверен, что наши статьи помогут любителям и опекунам собак достичь лучшего взаимопонимания со своими питомцами.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены