Секретная жизнь кошек
Кошки и дрессировка - не такие уж несовместимые понятия.
Всего за пару дней кошка может выдрессировать кого угодно.
Грэхам Купер, британский психиатр
Друзья, в двух предложениях мы подведем итоги предыдущего повествования по книге «Секретная жизнь твоей кошки», автором которой является Клер Бессант, ведущий британский эксперт по кошкам, редактор журнала «Твоя кошка», исполнительный директор международной благотворительной организации по спасению и благополучию кошек International Cat Care и автор ряда книг о кошках: кошки испытывают радость, когда их гладят и страдают от недостатка внимания. Кошки чистоплотны и используют слюну для умывания лица и тела, тратя на туалет за собой около трети времени бодрствования, а также какие наполнители для лотков лучше. Продолжаем изучать тайный мир кошек и расскажем о том, что такое
ИНТЕЛЛЕКТ И ОБУЧЕНИЕ
Обладают ли кошки разумом? Являются ли они более умными, чем собаки, из-за их способности жить самостоятельно, если это необходимо, или их следует считать менее умными, потому что они не реагируют на то, о чем мы их просим? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны сначала решить, что такое интеллект. Является ли это совокупностью интеллектуальных навыков или знаний, или это способность узнавать новое, ассоциировать идеи или отличать одно от другого? Возможно, это скорее способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и использовать их наилучшим образом. Конечно, это довольно сложный вопрос, когда речь идет о людях, но как насчет интеллекта животных?
Способность и готовность собак выполнять наши инструкции по дрессировке часто используются в качестве примера того, насколько они умны. Те собаки, которые быстро реагируют или которых мы направляем для удовлетворения наших потребностей, например, собаки-поводыри для слепых или собаки-ищейки, выслеживающие наркотики или преступников, классифицируются как умные. Но собаки, которых мы считаем "тупыми", не могут быть медлительными в обучении, у них просто может не быть мотивации делать то, что мы просим. Гончие, такие как бигли или бассеты, могут быть чрезвычайно сообразительными, когда дело доходит до следования по следу, оставленному несколькими часами ранее одинокой лисой, бегущей по холмам и долинам, но приучить их возвращаться на зов практически невозможно, хотя это одна из самых простых вещей, которым можно научить большинство собак. Что же тогда можно сказать о кошке? Исторически сложилось так, что наши отношения не были прямыми и основанными на сотрудничестве, как это было с собакой. Хотя кошки могут быть полезны для борьбы с грызунами, мы никогда не обучали их охоте; мы просто поставили их на место и позволили естественному поведению животных работать на нас. Поэтому было бы трудно классифицировать кошек так же, как мы это делали с собаками. Конечно, многие люди знают "суперкотов", которые могут открывать двери, приносить тапочки, подчиняться командам и вообще действовать так, как будто они напрямую общаются со своими владельцами, а также "думать самостоятельно". Возможно, в этом контексте разум было бы лучше определить как способность общаться не только внутри одного вида, но и с представителями других видов, таких как человек, и кошка, безусловно, может это делать. И если размер мозга имеет какое-то отношение к умственным способностям, то кошка стоит в одном ряду с приматами и дельфинами, потому что по сравнению с размерами тела у кошки мозг больше, чем у всех млекопитающих.
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Как мы можем измерить интеллект кошки, кроме как путем сбора и анализа разрозненной информации о том, что некоторые кошки делали, а что нет? Мы должны попытаться разработать тесты, которые позволят точно определить, как работает кошачий разум. Используя эти тесты, мы можем в какой-то степени сравнивать разных животных, но, опять же, возникает много проблем. Определенный тест на ловкость может хорошо подойти обезьяне – у нее уже могут быть необходимые мыслительные процессы и действия, но он может оказаться менее подходящим для кошки или собаки, которым никогда раньше не приходилось выполнять подобную задачу. В результате кошка или собака замедляются и все меньше понимают, что от них требуется. На самом деле, мыслительным процессам животного, возможно, пришлось совершить большой скачок, чтобы справиться так хорошо или вообще справиться, и оно на самом деле демонстрирует более высокие способности, чем обезьяна. Таким образом, плохо разработанный тест может на самом деле проиллюстрировать противоположное тому, что происходит. Все это упражнение сопряжено с множеством "если" и "но". Это все равно что пытаться сравнить навыки плотника и программиста. Каждый из них обладает особыми навыками, которые непосредственно не сопоставимы и даже не поддаются измерению, но которые никоим образом не делают одного лучше, чем другого.
Было обнаружено, что кошки способны усваивать последовательность или цепочку реакций, позволяющих им выбраться из замкнутого пространства. Впоследствии они использовали полученные знания для выхода из других подобных ситуаций – мы бы сказали, что эта способность свидетельствует об интеллекте. В другом эксперименте собака или кошка должны были запомнить и выбрать коробку, на которой загорелся огонек, чтобы получить награду. Исследователи обнаружили, что собаки способны помнить, какая коробка загорелась, только в течение примерно пяти минут после того, как свет погас. Кошки, с другой стороны, подходили к нужному ящику даже через шестнадцать часов – способность запоминать в этом тесте оказалась лучше, чем даже у обезьян и орангутангов. Если кошки могут формировать понятия, как они, по-видимому, делали с коробкой и светом, у них могут быть ключевые элементы реальных интеллектуальных способностей. Их способность связывать свет с наградой или находить выход из лабиринта или множества препятствий является примером того, что ученые называют обучением методом проб и ошибок. Кошка учится выполнять определенные типы или последовательности действий, которые обеспечивают вознаграждение за решение проблемы, например, за то, что ее заперли, или приносят пользу, например, за лакомый кусочек. Поскольку поведение вознаграждается, и вознаграждение дается достаточно быстро, чтобы кошка могла связать его с самим поведением, а не с чем-то, что произошло между этими двумя действиями, кошка учится ассоциировать их и с большей вероятностью повторит это действие в будущем.
Собаки Павлова, у которых течет слюна, это результат поведенческого эксперимента, с которым мы все знакомы, и пример того, что называется классическим обусловливанием, ассоциацией одного события с вероятным возникновением другого. Павлов звонил в колокольчик непосредственно перед тем, как насыпать собакам в рот пищевой порошок, и после нескольких таких опытов у собак выделялась слюна просто при звуке колокольчика в предвкушении еды. Наши кошки делают точно то же самое, когда в мгновение ока появляются из ниоткуда на звук открываемого шкафчика, в котором хранится их еда, или на стук тарелки об пол. Мы тоже ассоциируем определенные звуки, голоса или музыку с прошлыми событиями – даже с теми, которые произошли двадцать или тридцать лет назад. Удивительно, но именно наше обоняние, хотя и слабое по сравнению с обонянием большинства других животных, сильнее всего вызывает ассоциации с другими временами или местами. Несомненно, кошки с их превосходным обонянием и хорошей памятью могут распознавать и ассоциировать запахи и события и, таким образом, обходить стороной те вещи, которые привели к неприятным ощущениям. Эта условная реакция жизненно важна для выживания животных, поскольку они узнают, что опасно или может причинить им вред, а что является признаком потенциально приятного опыта. Как только реакция была связана с определенным звуком, запахом или видом, она остается такой до тех пор, пока не будет подкреплена или не станет ассоциироваться с чем-то другим.
Таким образом, если мы переставим кошачий корм в другой шкафчик, дверца которого при открывании издает другой щелчок, он вскоре перестанет бросаться внутрь каждый раз, когда мы открываем прежний шкафчик только для того, чтобы достать кофе, и вместо этого начнет ассоциироваться с положением и звуком, издаваемым новым ритуалом кормления. По мере взросления животные знакомятся с обычными, не представляющими угрозы особенностями окружающего их мира и реагируют не так сильно, как когда узнавали, что представляет или может представлять опасность для их выживания. Таким образом по мере того, как кошка растет и учится, ее реакция на виды и звуки становится не такой драматичной, и каждая прогулка в сад больше не наполнена "новыми" и захватывающими объектами, которые требовали немедленного изучения, когда она была игривым котенком. Если интеллект измеряется способностью к адаптации, то кошки должны быть лучшими в своем классе. Как биологический вид, кошки могут научиться выживать практически в любых условиях – в пустыне, джунглях или Арктике, с помощью человека или без него. Глядя на их образ жизни, мы видим, что они обладают способностью быстро адаптироваться – когда хотят или вынуждены это делать, чтобы выжить. Они не только адаптивны, но и очень разносторонни и, похоже, быстро учатся на собственном опыте. Мы знаем, что, будучи котятами, они многому учатся путем наблюдения. Также было замечено, что котята могут научиться нажимать на рычаг, чтобы достать еду, если увидят, что их матери успешно выполняют ту же задачу. Кошки также очень быстро учатся на ассоциациях. Переноска ассоциируется с неизменно неприятным походом к ветеринару на укол, хотя бы раз в год, и кошка исчезнет, как только корзинку принесут с чердака! Появление спрея от блох может означать только неминуемое нападение этого "плюющегося дурно пахнущего ужаса", еще одной вещи, которой кошка постарается избежать любой ценой.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА
Мы знаем, что котята, с которыми общаются и воспитывают в возрасте от двух до семи недель, гораздо лучше ориентированы на человека и что они, как правило, становятся более отзывчивыми, общительными и интерактивными, если им дают возможность получать много нового опыта. Подобно маленьким детям, они воспринимают так много, не боясь и не сдерживаясь мыслями о своих собственных ограничениях. Известно, что котят можно отлучить от груди и начать обучать охоте очень рано, если молоко становится недоступным, поэтому даже в раннем возрасте они могут адаптироваться к ситуации и освоить новую стратегию выживания. Котенок, содержащийся в не стимулирующей среде в течение этого "чувствительного периода", может так и не научиться проявлять любознательность или решать проблемы. Он просто избегает незнакомых вещей и обстоятельств. Поэтому для достижения наилучших результатов ловите его молодым! Тот же принцип используется при обучении собак-поводырей для слепых. Еще щенками их берут к себе специальные воспитатели, которые знакомят их со всевозможными ситуациями, чтобы они могли увидеть как можно больше, услышать как можно больше звуков и соприкоснуться с самыми разными людьми и животными. Они живут с этими щенками-ходунками в нормальной веселой семье с шестинедельного возраста, сразу после отлучения от груди. Таким образом, они быстро учатся и способны справляться с большинством ситуаций, возникающих, когда они становятся служебными собаками, и могут концентрироваться на своих узкоспециализированных задачах, не пугаясь и не убегая, волоча за собой своего слепого хозяина.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Дрессировка это формирование активности животного таким образом, чтобы оно вело себя так, как того требует дрессировщик. Дрессировка может принимать различные формы и проводиться с самыми разными целями. Иногда это означает обучение "трюкам", таким как простые позы тела, принимаемые по команде "сидеть", "стоять" или "умоляю", или более сложным представлениям цирковых животных. В других случаях, например, при обучении пользоваться лотком для туалета, это означает приучение животного к определенной ассоциации, в результате чего животное учится выполнять часть своего обычного поведения в определенном месте или в определенное время. Другой пример - приучение кошки ходить на поводке. После этого люди, живущие в городских условиях, могут взять свою кошку на прогулку и позволить ей исследовать окрестности, не рискуя попасть под машину или подвергнуться нападению местных диких животных. Дрессировка на поводке не только мягко знакомит кошку с ощущениями от ношения шлейки и приучает к тому, что ее хозяин привязан к поводку, но и знакомит кошку с условиями, в которых ее впоследствии можно будет выводить на прогулку. Конечно, если вы начинаете обучение, когда котенок еще маленький, этот процесс намного упрощается, и кошка начнет считать нормальным выходить на улицу и гулять со своим хозяином. Постарайтесь, чтобы все упражнение прошло спокойно и доставляло удовольствие. На первом этапе необходимо приучить кошку к шлейке (лучше всего использовать очень мягкую регулируемую шлейку, которая намного безопаснее ошейника). Остановитесь и снимите шлейку, если кошка начинает волноваться, и надевайте ее снова на короткое время, возможно, когда вы ее кормите, чтобы шлейка вызывала приятные ассоциации. Прежде чем прикреплять поводок, дайте кошке возможность ходить в ней по дому и как следует к ней привыкнуть. Никогда не таскайте кошку за собой на поводке, но позвольте ей привыкнуть к ощущению привязанности к вам (для дрессировки лучше всего использовать поводок длиной около двух метров; если длиннее, то ситуация может выйти из-под контроля!). Вознаградите её за то, что она сделала несколько шагов вместе с вами – вы можете использовать еду в качестве взятки, чтобы кошка за вами следовала. Постепенно приучайте её гулять с вами по дому; затем, когда общение наладится, отправляйтесь в сад. Кошка, которая привыкла к ношению шлейки в тихой комнате, может запаниковать, когда ее впервые выводят на улицу и она сталкивается со множеством новых впечатлений, таких как автомобили, дети на скейтбордах или велосипедах, непредсказуемые собаки или просто громкие звуки. Ее дрессировка должна включать в себя мягкое и постепенное приучение к как можно большему количеству вещей, с которыми она может столкнуться во время прогулки. Естественный инстинкт кошки - убегать от опасности, поэтому вы должны обеспечить безопасность, если собираетесь помешать ей убежать, если она почувствует в этом необходимость.
Мы все можем научить собаку сидеть или лежать, хотя, как многих учат, это скорее заслуга собаки, чем учителя. Но как насчет кошек? Можно ли заставить их "делать то, что им говорят’? Кошки не славятся своим послушанием в ответ на команды, и по этой причине в народе их считают глупыми, дерзкими или коварными. Однако на самом деле они очень быстро учатся в условиях, когда используются их естественные реакции. Поскольку в отношении собак нам сходит с рук нарушение всех золотых правил дрессировки, и они все равно остаются с нами и в какой-то степени подчиняются нашим командам, мы, вероятно, пытаемся применить ту же тактику к кошкам… и терпим сокрушительную неудачу. Но кошки, безусловно, не собаки, и они смотрят на жизнь по-другому. Первые базовые принципы обучения одинаковы для всех животных-от тигров до слонов, от дельфинов до лошадей, но успешное обучение предполагает прежде всего понимание естественного поведения животного, например, как оно может отреагировать, если испугается или что заставляет его радоваться или мотивирует на конкретные действия. Второй принцип заключается в поощрении и доброте – наказание и страх на самом деле замедляют процесс обучения. Вы сами знаете, что если вы нервничаете, то не можете ясно мыслить, не говоря уже о том, чтобы выполнять новое задание под давлением. Например, дрессировщики дельфинов всегда должны подбадривать их и добиваться того, чтобы их животные сами захотели участвовать в ‘игре’ дрессировки. Если они хотят, чтобы дельфины прыгали в воздухе и через веревку, они не просто поднимают веревку на высоту 10 футов над водой и ожидают, что дельфины будут знать, что делать. Они начинают с того, что кладут веревку на воду и награждают дельфинов за то, что они просто проплывают над ней. Затем они слегка приподнимают веревку и повторяют процедуру. Именно здесь возникает одна из важнейших особенностей дрессировки: если дельфины проходят под канатом, то есть не поняли, что от них требуется, канат немедленно опускается и процесс начинается сначала. За это никогда не следует никакого наказания – на самом деле, животному никогда не позволят ошибиться. Если процедура не срабатывает, то это потому, что дрессировщик зашел слишком далеко, слишком поторопился. Таким образом, единственным результатом для дельфина является вознаграждение – тренировка является позитивным занятием.
Те же принципы можно применять, когда кошка учится пользоваться кошачьей дверцей. Сначала вы оставляете дверцу широко открытой и уговариваете кошку пройти через нее, подбадривая ее голосом и лакомыми кусочками, чтобы она могла привыкнуть к тому, что в этот момент она может войти. Затем вы постепенно опускаете створку, используя подпорку, чтобы она оставалась поднятой, так что кошке остается только слегка надавить и протиснуться в отверстие. Чуть сильнее закрывая створку, кошка привыкает к ее открыванию и со временем учится открывать ее из закрытого положения. Некоторые современные кошачьи дверцы в закрытом состоянии очень плотно прилегают друг к другу, и для разрушения резинового уплотнителя, защищающего от сквозняков, требуется сильный толчок. В этом случае кошку нужно немного подбодрить. Если местная кошка-резидент уже умеет пользоваться щитком, новички часто учатся гораздо быстрее, наблюдая за ним в действии, чем после всех ваших уговоров и подкупа. Помня, что было сказано об обучении, связывая действия с результатами, мы понимаем, что кошка, не желающая пользоваться щитком, возможно, не так уж медленно учится. Возможно, она быстро освоилась, высунула голову наружу и сразу же подверглась нападению местного конкурента или соседской собаки, в результате чего она очень быстро научилась никогда больше не ставить себя в такое уязвимое положение и решила научить вас открывать перед ней дверь! Таким образом, она гарантирует, что вы будете её защитой, а любой соперник или другая угроза в саду убежит, и она сможет спокойно выйти на улицу. Так что не вините кошку за ее кажущуюся глупость – ее выживание может зависеть от взвешенного расчета риска, не говоря уже о ее способности использовать вас в качестве защитника, если она почувствует в этом необходимость. Существует метод дрессировки, называемый кликером, который стал хорошо известен в дрессировке собак и который также подходит для кошек. Идея заключается в том, чтобы указать собаке или кошке на точное действие, за которое она получила награду. Это делается с помощью кликера – небольшой пластиковой коробки, в которую вставлена гибкая стальная пластина, при нажатии на которую раздается двойной щелчок. Это очень характерный звук, который может быть воспроизведен очень быстро, так что поведение, на которое вы обращаете внимание, может быть отмечено очень точно. Это намного лучше, чем голос, и, как только кошка установит связь между щелчком и наградой, даже сама награда становится менее важной, поскольку животное понимает, что щелчок означает правильное поведение и за ним последует вознаграждение. Как будет описано ниже, награда сама по себе должна устраивать кошку и быть желанной для нее – обычно достаточно чего-нибудь дорогого, например, курицы или креветок!
Установив маркерный сигнал и награду, вы можете приступать к тренировкам. Четко продумайте, что вы хотите сделать, и разбейте задачу на небольшие этапы. Выберите корм в качестве награды и разломайте его на мелкие кусочки, чтобы можно было использовать несколько кусочков за одну тренировку. Используйте кликер и вознаграждайте кошку, когда она поступает правильно. Никогда не применяйте наказания во время тренировок. Даже легкий выговор может вывести из себя - поощряйте за хорошее поведение и игнорируйте поведение, которое вам не нравится.
НАГРАДЫ
Выбор времени для награждения имеет решающее значение для успеха в процессе обучения. Награждение должно производиться немедленно и последовательно после каждого успешно выполненного задания. Задержка более чем на пару секунд может означать, что животное связывает то, что было сделано непосредственно перед этим (не обязательно выполнение поставленной задачи), с наградой. Постоянное и немедленное вознаграждение означает, что животное быстро учится и стремится выполнить то, что требуется в следующий раз. Еще одна важная вещь, связанная с вознаграждением, заключается в том, что оно само по себе должно восприниматься как награда, то есть как нечто, чего хочет животное и что доставляет ему удовольствие. Таким образом, использование рыбы для дельфинов или лакомых кусочков для собак, очевидно, уместно и приносит результаты. В то время как словесная похвала и похлопывание также хорошо работают с собаками, дельфинам это вознаграждение не очень нравится. Но как насчет кошек? Хотя они могут ценить еду, когда голодны, лакомые кусочки их не возбуждают, как большинство собак. На этом этапе нам следует рассмотреть, какие важные мотивирующие факторы в наших отношениях с кошками можно рассматривать как достаточно полезные для использования в дрессировке. На ум приходят тепло и внимание, но, опять же, кошка не всегда хочет внимания. Кошку трудно подкупить! Что нам нужно делать, так это пытаться поймать кошку в тот момент, когда она готова к взаимодействию, и поощрять ее, насколько это возможно, играя на ее особых "слабостях" в плане поглаживания, получения лакомых кусочков или даже доступа к безопасному теплому месту – это требует немного больше внимания, чем мы используем, когда вознаграждаем собаку, просто дав ей лакомство. Кошек можно обучить многим трюкам, которым мы обучаем собак, таким как подача лапы или сидение, но они требуют времени и терпения – двух качеств, которых не хватает большинству из нас! Всегда легче начинать дрессировку, когда животное молодое, когда оно открыто для предложений и интересуется новыми событиями. Вы можете научить старую собаку новым трюкам, но это займет немного больше времени. Кошка постарше, вероятно, воспринимает ценность того, что мы предлагаем в качестве "награды" (ласки или лакомства), гораздо меньше, чем возможность посидеть у огня, вздремнуть или прогуляться. Некоторые кошки могут быть естественными в обучении и взаимодействии, в то время как другие могут быть слишком ленивыми или невосприимчивыми, чтобы принимать в этом участие.
Энн Хед, которая дрессировала Артура, белого кота, который ел, черпая лапой еду из жестянки с мясом, выбрала его из-за его милого характера и желания общаться с ней. Она пыталась увидеть все, что заставляла его делать, с точки зрения кота. ‘Терпение очень важно, все делается с добротой, - объяснила она и добавила: - Вы не можете заставить кошку работать! Все дело в хороших отношениях и получении удовольствия от работы.
НАКАЗАНИЕ?
Собак легко дрессировать. Рассмотрите основные принципы дрессировки, и вы поймете, что нам "сходит с рук убийство" наших питомцев, когда мы применяем угрозы и наказания. Собаки учатся, несмотря на наши методы или их отсутствие. Что может быть менее благоприятным для обучения, чем зал, полный отвлекающих факторов, таких как другие собаки, и незнакомый человек, стоящий посередине и отдающий приказы, как это происходит во многих наших классах дрессировки собак’. Собака может делать то, что ей там говорят, но не связывать это обучение со своим повседневным окружением и продолжать вести себя по-прежнему. Таким образом, "дрессировка" наших собак не научила нас даже пытаться уговорить наших кошек "слушаться" – кошка скорее встанет и уйдет, чем примет такое обращение. На самом деле, наказание даже не является противоположностью вознаграждения. В то время как вознаграждение увеличивает силу реакции животного, наказание не приводит к ее снижению, и последствия наказания могут быть непредсказуемыми, особенно у кошек. Кошка может даже не связывать наказание с совершенным проступком – возможно, вы встряхнули ее за то, что она принесла мышь или украла курицу со стола, – но она может воспринять ваше нападение как внезапное и совершенно беспричинное. Чем чаще вы это делаете, тем больше вероятность того, что кошка будет стараться избегать вас в любых ситуациях, просто на случай, если вы снова превратитесь в того злого сумасшедшего.
ДЕЯНИЯ ГОСПОДНИ
Однако бывают моменты, когда мы хотим помешать нашим кошкам что-то сделать, например, запрыгнуть на фарфоровую полку или обеденный стол, или, как только что сделал мой кот, попытаться открыть заново покрашенное окно (которое теперь покрыто пушком!). В случае одноразовых действий – например, с окном, которое обычно находится "на пределе", – резкий шум или шипение остановят кошку на полпути и позволят вам не дать ей вскочить. Звук "ссс" наиболее эффективен, потому что кошки сами используют его как выразительное шипение, входящее в их репертуар, чтобы удивить или отпугнуть противника. Кошки быстро учатся отказываться от любых действий, которые они задумали, если вы используете "ссс" избирательно и тщательно рассчитываете время, чтобы поймать их как раз в тот момент, когда они намереваются это сделать. Применение физического наказания или громких криков только заставит кошку бояться вас. Если вы хотите устранить более длительную проблему, такую как запрыгивание на плиту, в качестве превентивной меры на случай, если она однажды окажется горячей, то можно использовать метод "непредвиденных обстоятельств". Принцип, лежащий в основе этого, заключается в ассоциации неприятного (но не болезненного или опасного) "результата" с прыжком на варочную панель. Главное - не дать коту понять, что это вы руководите происходящим, чтобы оно ассоциировалось у него только с прыжком на варочную панель. Таким образом, если каждый раз, когда она подпрыгивает, с небес падают мелкие брызги воды или она подпрыгивает от резкого шума, это ассоциируется с нежелательным "результатом" работы варочной панели. Стопка пустых банок, аккуратно сложенная таким образом, чтобы они рассыпались, когда кошка запрыгнет на кухонную рабочую поверхность, произведет тот же эффект. Если повезет, кошка будет избегать этого места, чтобы избежать неприятного события. ‘Наказание" на самом деле вызывает отвращение и никак не связано с любящим хозяином, который находится рядом, чтобы успокоить и поддержать после такого неприятного потрясения от этой ужасной плиты! Процесс обучения такой же, как и в дикой природе, где кошка должна на собственном опыте научиться избегать опасности, чтобы выжить. Как только кошка обнаружит, что, если она пройдет через определенные ворота, терьер-резидент выскочит на улицу, после чего ей придется разогнаться, чтобы убежать, она никогда больше не будет прогуливаться, сосредоточившись на других делах. Одного раза обычно бывает достаточно, чтобы заставить её вообще избегать этого места или, по крайней мере, внимательно проверить, нет ли в саду маленькой собачки с большими зубами. Котята часто сталкиваются с такими опасностями каждый день, и те, кому приходится расти в дикой природе, должны научиться избегать повседневных опасностей и справляться с ними, чтобы выжить.
КТО КОГО УЧИТ?
Мы, вероятно, не осознаем, насколько наши кошки на самом деле "натренировали" нас. Они не склонны к доминированию или наказанию, но достаточно терпеливы, чтобы продолжать в том же духе, пока мы не узнаем, чего они хотят. Например, кошка, которая будит своего хозяина каждое утро в шесть часов, скребясь в дверь спальни, хочет привлечь к себе внимание. Хотя хозяин может ругаться и кричать, в конце концов он встанет и впустит кошку. "Наградой" для кошки является теплая постель и внимание, даже если хозяин немного вспыльчив. Кошка "натренировала" хозяина и вознаграждает его теплым дружелюбным мурлыканьем и негромким мяуканьем. То же самое относится и к просьбам о еде, к тому, чтобы постучать в окно, чтобы выйти, или к тому, чтобы поскрести дверь, чтобы вернуться в дом, – это кошка обучает нас!
Хотя наши кошки могут предельно ясно выражать свои чувства с помощью языка тела, мы, люди, общаемся в основном с помощью устной речи и часто не умеем читать язык тела представителей нашего собственного вида. Однако большинство владельцев домашних животных хотели бы также побыть доктором Дулиттлом и поговорить со своими питомцами. Мы можем поощрять или обучать нашу кошку "разговаривать" с нами, используя еду и внимание в качестве награды. Разговаривая со своей кошкой таким особенным голосом (давайте посмотрим правде в глаза, все мы используем разные интонации или повышаем голос, когда разговариваем со своими питомцами), вы даете ей понять, что хотите пообщаться. Чтобы побудить её ответить, издавайте дружелюбные звуки, когда готовите ей еду, но давайте кошке блюдо с едой только после того, как она "заговорит". Убедитесь, что ваша реакция мгновенна, что корм готов, а миска у вас в руке, и вы готовы поставить ее перед кошкой, как только она заговорит. Кошка научится ассоциировать "просьбу" с вознаграждением в виде еды или, если вы будете гладить ее только тогда, когда она заговорит, с вознаграждением за внимание. Это взаимодействие на самом деле представляет собой двусторонний процесс обучения, потому что кошка вскоре становится двойным агентом - берет то, чему мы ее научили, и использует это в своих целях, так что каждый раз, когда она чего–то хочет, ей нужно только попросить. Кошки не глупые, это точно!
ПРИНЕСИ!
В интересном опросе, опубликованном в журнале Cat World, сообщалось о кошках, которые подбирали предметы, брошенные их владельцами, не просто время от времени, а много раз, наслаждаясь игрой так же, как это делают собаки. Мы обучаем собак, особенно охотничьих и тех, у кого есть природная склонность к поиску, подбирать предметы и приносить их нам обратно, чтобы мы могли бросать их снова. Кошки действительно приносят добычу, но их вовлечение в игру "бросай и подбирай" довольно необычно. Во многих случаях, о которых сообщалось, похоже, что не хозяин учил кошку играть, а кошка поощряла своего хозяина продолжать бросать предмет.
Из выборки писем выяснилось, что некоторые котята научились извлекать добычу, наблюдая за взрослыми кошками - "образцами для подражания" в доме, хотя в некоторых случаях извлекала добычу только одна кошка, в то время как другие игнорировали происходящее с презрением, на которое способны только кошки. Владельцам очень понравилась эта совместная интерактивная игра со своими кошками, хотя часто она, на их взгляд, затягивалась слишком долго. Один усталый владелец объяснил: "Как только я прихожу домой и устраиваюсь вечером на диване, он бросает игрушки мне на колени и с нетерпением ждет, когда я раскидаю их по комнате, после чего он прыгает за ними с поразительным энтузиазмом, как будто его жизнь зависит от того, поймаю ли я игрушку и верну ли ее обратно. Следует признать, что примерно через час это упражнение может стать довольно утомительным, но мне трудно отказать ему в этой очень важной игре. Другие владельцы дрессировали своих кошек так же, как и собаку (в одном случае это было связано с тем, что она была разочарованной владелицей собаки, которая обращалась со своей сиамской кошкой больше как с собакой), а в некоторых случаях кошка росла с собаками. Одну кошку вырастила расстроенная колли, которая выздоравливала после ложной беременности и у которой котенок также научился рычать!
Одна кошка быстро перешла от использования кусочков бумаги и других материалов к поиску деталей настольной игры, пока игра шла полным ходом, очень успешная уловка, привлекающая внимание, что, возможно, является одной из причин, почему кошки так любят такие игры и получают от них огромное удовольствие. Научившись инициировать и затем поддерживать контакт, они могут выполнять многие из своих игровых и охотничьих функций в безопасном присутствии своего владельца и при его или ее полном внимании. Эти кошки начинают и заканчивают игру, полностью контролируя своих хозяев. Кто сказал, что кошки тупые, неразумные или не делают то, что им говорят? Но обычно именно кошки командуют.
Об интеллекте кошек и их обучении в следующей статье, а мы надеемся, эта информация поможет вам в понимании ваших домашних питомцев.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены