Небесный огонь
«Звезды нисходят с неба и садятся на мачты кораблей» Луций Сенека
Дорогие друзья, при всем разнообразии животного мира на планете Земля существует множество непонятных природных явлений, объяснения которым ученые пока дать не могут. Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» будет рассказывать и о них тоже в доступной и ненадоедливой форме. Начнем с небесного огня.
Древнеримский философ Сенека делил огонь на земной и небесный, небесный огонь не жжется и его нельзя погасить. В «Хрониках кругосветного плавания» великий мореплаватель Фернан Магеллан, первым совершивший кругосветное путешествие, так писал об этом явлении: «Во время штормов чрезвычайно темными ночами нам много раз являлся сам святой Эльм в виде света на грот-мачте, где оставался в течение двух и более часов, избавляя нас от уныния». Наряду с другими природными явлениями, такими как радуга, полярное сияние и миражи, огни Святого Эльма представляют не меньший интерес.
Это загадочное явление природы известно со времен Древнего Рима, великий мореплаватель Христофор Колумб в своем судовом журнале также отмечал, что такие огоньки появились во время шторма на мачтах его корабля незадолго до того, как они увидели землю. Во время своего знаменательного кругосветного путешествия Чарльз Дарвин наблюдал сопровождавшие их корабль таинственные огни. В известном романе «Моби Дик» писатель Герман Мелвилл описывает, как во время грозы на мачтах судна Пекод появляются огни Святого Эльма.
Но не только морякам посчастливилось наблюдать небесный огонь, этот феномен встречается в местах, где есть в наличии высокие предметы, например, башни, острые вершины скал, одиноко стоящие высокие деревья. И появляются мерцающие небесно голубые огни во время или при приближении грозы, сильной метели или в облаке вулканического пепла. Огни имеют форму танцующего пламени, могут иметь разную форму и оттенки свечения, могут равномерно мерцать, могут светиться как факелы, перепрыгивать с места на место. Естественно, такое чудо не могло быть объяснено в средние века и возникли легенды. Есть несколько вариантов легенд, но суть их такая, что католический святой Эразм (Эльм) Антиохийский всю жизнь молился в защиту моряков, умер в 303 году на палубе корабля, когда бушевал страшный шторм, и перед смертью обещал, что тем, кто в него верит, будет являться в образе веселых танцующих огоньков. С тех пор много веков моряки свято верили, что появление странных мерцающих огней на палубе или мачтах обещает им успех, а во время опасности и спасение. Отсюда и пошло название – Огни Святого Эльма. День памяти покровителя всех моряков Святого Эльма отмечается 2 июня.
В настоящее время электрическая природа Огней Святого Эльма доказана и причина ясна. Это наличие ионизированных частиц в воздухе, во время грозы их количество очень сильно увеличивается и в атмосфере создается электрическое поле. При столкновении ионных зарядов с молекулами воздуха возникает разряд, в результате которого возникает свечение, доступное для человеческого глаза. Разряды возникают на концах высоких предметов при напряженности электрического поля около 500 В/м и выше и уходят в землю, не причиняя вреда. Голубой оттенок придают этим огонькам кислород и азот, максимально содержащиеся на тот момент в атмосфере. Иначе говоря, это особая форма коронного разряда, его даже научились вызывать искусственным путем, можно вызвать в домашних условиях. Если вы снимите с себя синтетический свитер и поднесете к нему иглу, то на кончике иглы возникнет разряд, в темноте вы его увидите. Острие иглы можно поднести к экрану телевизора с кинескопом, эффект будет такой же.
Однако, это природное явление не такое безобидное для полетов самолетов. Известны случаи отказов оборудования, когда самолет попадал в грозу и Огни Святого Эльма переливались своим завораживающим светом на крыльях самолета и на стекле кабины. Расскажем только об одном случае. Это было зафиксировано в 1982. Британский самолет пролетал над островом Ява и попал в облако вулканического пепла. Сначала огни появились на лобовом стекле кабины, затем засветились крылья самолета, но приборы при этом не показывали никакого грозового фронта. Дальше огоньки окружили все двигатели и через какое-то время вышли из строя все 4 двигателя. Командир обратился к пассажирам с замечательным, на наш взгляд, заявлением: «Дамы и господа, у нас небольшая проблема, отказали все двигатели. Мы делаем все возможное, чтобы их завести». Позже это заявление назовут самым большим занижением в истории. Двигатели завести не удалось, но удалось подключить две турбины и так, планируя, они докарабкались до аэропорта Джакарта и хотя большинство приборов отказали и сквозь стекло кабины ничего не было видно, благополучно приземлились. Честь и хвала искусству пилотов.
На территории России минимальная высота облаков, как правило, составляет не менее полукилометра, этого слишком много для формирования эффекта, поэтому такое явление в России встречается крайне редко, в русском языке нет даже своего термина для его обозначения, используется европейский «Огни Святого Эльма». Нельзя еще не добавить, что писатели жанра ужаса часто используют это явление, которое обозначает приход демонов. В романах нашего любимого Стивена Кинга часто встречается этот феномен, в романе «Кладбище домашних любимцев» огнями Святого Эльма обозначаются индейские демоны.
«Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» будет признателен за любые высказанные отзывы.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены