Как кошки познают окружающий мир

Оцените материал
(2 голосов)

Глубочайшие слои человеческой личности
не отличаются от инстинктов животных
Конрад Лоренц

Дорогие друзья, в прошлой статье по книге Джона Бредшоу «Сознание кошки» мы рассказали об удивительной вестибулярной и обонятельной системах у кошек, о том, что аккуратный носик кошки ученые назвали супер усложненным техническим изобретением. Напомним, что «кошки не птицы, есть жуткая статистика, которая свидетельствует, что в одном лишь Санкт-Петербурге ежегодно выпадает из окон 800 кошек, 8 из 10 выпавших из окна кошек погибают. Остальные остаются инвалидами. Приюты не могут вместить всех выпавших из окон пострадавших кошек, хозяева отказываются от них и выбрасывают на улицу. А всего-то надо было поставить котосетки на окна». Сегодня нам предстоит войти в мир кошек и, основываясь на научных исследованиях известного ученого антропозоолога Джона Бредшоу, познакомиться с мыслями и чувствами наших маленьких пушистых компаньонов. Идем дальше по страницам книги «Сознание кошки»?

kakkoshki1

Кошачья мята и другие стимуляторы
До сих пор ученые не понимают, почему коты реагируют на кошачью мяту, традиционную составляющую кошачьих игрушек. Не все коты реагируют на неё. Всего один ген управляет тем, будет кот реагировать на кошачью мяту или нет и у многих котов, возможно, у каждого третьего обе копии этого гена дефектные, без видимого влияния на поведение или общее состояние здоровья.

Катание на кошачьей мяте
Поведение, вызываемое кошачьей мятой, представляет собой причудливую смесь игры, еды и женского сексуального поведения, независимо от того, кот это или кошка. Сначала коты играют с кошачьей мятой, как с игрушкой так, как будто они думают, что это добыча маленького размера, но быстро переключаются на приступы явного экстаза, выражающегося в том, что они трутся мордочкой и катаются всем телом на кошачьей мяте, что напоминает нам кошку в период течки. Большинство котов пускают слюни и пытаются лизать кошачью мяту. Такое поведение продолжается несколько минут до тех пор, пока кот не придет в себя и тогда он уйдет - но если эту игрушку оставить, кот полностью повторит процедуру, хотя и с меньшей интенсивностью спустя 20 или 30 минут. Есть несколько растений, которые вызывают такую же реакцию, особенно японский кошачий кустарник или сциндапсус серебряный и корни лозы киви, которая тоже родом из южного Китая. В 1970х садоводы Франции впервые посадили в своей стране лозу киви и оказалось, что, к их большому разочарованию, коты вырыли и сжевали все их саженцы. Все три растения содержат одинаковые ароматные вещества, считается, что именно они вызывают у кошек такую реакцию.

kakkoshki3

Случайно эволюция распорядилась так, что эти вещества стимулируют кошачий нос таким образом, что срабатывают определенные участки мозга, которые в нормальном состоянии никогда не срабатывают одновременно, каким-то образом обходя нормальные механизмы, ответственные за то, чтобы коты не выполняли два несовместимых действия в одно и то же время. Во власти забытья, вызванного кошачьей мятой, кот уязвим для атаки, а поскольку коты, предположительно, не извлекают пользу из своего опыта, эволюция удалила ген, ответственный за реакцию. Большинство видов кошачьей семьи, от львов до домашних кошек, реагируют на эти растения одинаково, поэтому ген возник несколько миллионов лет назад. Почему они это делают, остается загадкой. Поговорим о мыслях и чувствах наших питомцев.

kakkoshki4

Исторически сложилось так, что ученые избегают слов “думать” и “говорить”, когда речь идет о животных. Термин “думать” может быть неточным: он может означать всё, что угодно от простого «обратить внимание» до «я думаю о кошках» и до сложных сравнений и прогнозов на будущее (я думаю о том, как лучше всего приучить моего кота вечером приходить домой) или выражения мнения «я думаю, что коты такие требовательные едоки, потому что у них такие необычные пищевые потребности». Чтобы исключить мысль о том, что животные, в частности кошки, обладают таким же сознанием, что и люди, биологи склонились к термину “когнитивная способность”, когда дело касается умственной обработки информации у кошек.

Что касается «чувств», наше понимание наших собственных эмоций на интуитивном уровне основывается на нашем самосознании: мы осознаем наши эмоции, а коты определенно нет. Однако, новые научные методы, такие как нейровизуализация, показали, что все млекопитающие, и кошки тоже, обладают ментальными умственными механизмами, необходимыми для продуцирования тех же самых эмоций, которые ощущают люди. Мы не допускаем, что коты обладают самосознанием в такой степени, которое позволяет им принимать решения - решения не только на основе информации, которую они получают и памяти о подобных ситуациях, но и также эмоциональных реакциях на эту информацию. Проще говоря, сейчас ученые признают, что поведение кошек можно объяснить терминами «думать» и «чувствовать» если мы будем помнить, что мыслительные процессы и эмоциональная жизнь кошек значительно отличаются от наших собственных. Это нелегко принять: мы привыкли рассматривать кошачье поведение на наших условиях. Часть удовольствия иметь домашнее животное основывается на проектировании нами собственных мыслей и чувств на животное, обращаясь с ним как будто это почти человек. Мы разговариваем с ним так, как будто оно понимает каждое наше слово, хотя сами вполне понимаем, что это не так. Для описания кошек мы, не вполне осознавая, используем прилагательные такие, как «надменный», «озорной» или « умный»: мы просто воображаем, что наши коты такие или же кот понимает, что он обладает такими качествами и в тайне гордится этим?

kakkoshki2

Почти 100 лет назад основоположник психологии Леонард Трелони Хобхаус писал: «У меня был кот, который научился стучаться в дверь, для этого он поднимал коврик на крыльце и отпускал его. Общая причина такой процедуры была такова: чтобы попасть в дом, он должен был это выполнить. Это значит, что действие кота определяется конечным результатом. Правильна ли общая причина?». Мы видим, что ученые долгое время пытаются найти логически последовательный путь, чтобы рационально и объективно интерпретировать кошачье поведение. Ученые до сих пор спорят, до какой степени кошки и другие млекопитающие могут решать проблемы, обдумывая их заблаговременно, как это делаем мы. Мы с вами можем легко интерпретировать поведение кошки как будто за поведением кроется какая-то цель, но не есть ли это антропоморфизм (наделение качествами, присущими человеку, неодушевленных предметов и неживой природы)? Предполагаем ли мы, что раз мы решаем проблему определенным способом, значит и кошки используют такие же ментальные процессы? Зачастую мы видим, что кошки решают то, что кажется трудной проблемой, просто используя более простые процессы обучения.

Когнитивные процессы или «мысли» формируются в органах чувств и заканчиваются в памяти. На каждом этапе информация фильтруется: в кошачьем мозге просто нет достаточно места (или в человечьем) для хранения изображения каждой частицы данных, собранных органами чувств. Частично фильтрация происходит ещё когда органы чувств транслируют информацию в мозг, например, детекторы движения в зрительной зоне коры головного мозга кошки привлекают внимание к изменениям в поле зрения кошки, на один момент игнорируя все остальное. В мозге рождаются образы того, что происходит, они удерживаются в оперативной памяти в течение нескольких секунд, прежде чем большая часть их удаляется. Незначительная часть этих образов, особенно тех, которые запустили изменения в эмоциях, переводится в долгосрочную память, откуда позже они могут быть вызваны. Краткосрочная память, долгосрочная память и эмоция – всё это используется когда коту надо принять решение как поступить.

kakkoshki5

Многое из ежедневного поведения наших домашних кошек можно объяснить простыми умственными процессами. Сначала информация, собранная органами чувств, должна классифицироваться: вон то животное это крыса или мышь? Затем она должна сравниваться с ситуацией, какой она была несколько секунд назад: крыса передвинулась или осталась на месте? В это же время исследуется долгосрочная память кошки на предмет подобной ситуации: Что случилось в последний раз, когда я видел крысу? Насколько нам известно, такие воспоминания из памяти влияют на решение кошки через два механизма. Первый это эмоциональная реакция: если кошку в прошлый раз побила крыса, то сейчас кошка сразу же почувствует страх или волнение, а кошка, мастерски владеющая искусством убивать и съедать добычу, почувствует возбуждение. Второй механизм направляет кошку при выборе подходящего в такой ситуации действия в зависимости от эмоциональной реакции, либо убраться подальше от крысы либо использовать тактику охоты, которая лучше всего показала себя в прошлый раз при охоте на крыс.

Наш мозг постоянно классифицирует объекты, хотя мы не осознаем этого, а это сложный ментальный процесс. Ученые в настоящее время выясняют, использует ли мозг кошки те же самые процессы, что и человек и может ли мозг кошки заполнять пробелы, как может это делать мозг человека. Скажем, кошка видит нос мышки и её хвост, а тело мышки закрыто растением. Может ли кошка представить себе тело мыши или же она воспримет нос и хвост как части двух разных животных? Кошки могут научиться различать картинки, создающие для нас визуальные иллюзии, от тех, которые не создают, поэтому вероятно, что они могут восполнить пробелы и визуализировать тело мышки между головой и хвостом. Коты могут собрать по кусочкам формы, которые представляют для них особый интерес, например, негативное изображение птички со сдвинутыми контрастами кошки все же распознают, как птичку. Однако у них нет встроенного детектора крыса/мышь, как такового, в отличие от, например, жабы, которая рефлексивно атакует всё, что похоже на червяка. Предполагается, что коты заранее не знают, какой будет добыча, когда они впервые уходят от матери и начинают охотиться сами, поэтому они полагаются на то, чему они, будучи котятами, научились от матери, а не автоматически атакуют мышей или другую добычу. Кошки также способны классифицировать звуки и мы можем только догадываться по их манере охотиться, что у них, возможно, есть своя категория звука для каждого вида жертвы, на которую они охотятся. Предположительно, есть у них и отдельные категории запахов но, учитывая наше сравнительно бедное обоняние, нам трудно представить, как может работать мощная обонятельная система кошек. Люди способны классифицировать события по тому, когда они случились, но коты, вероятно, нет. Мало что известно о понимании кошками времени, но ясно, что они лучше различают краткосрочные события, а не долгосрочные. Например, кошки успешно научились отличать события длительностью в 4 секунды от событий длительностью в 5 секунд. Но они не умеют распознавать события более длительные во времени и их восприятие, вероятно, ограничено несколькими секундами их оперативной памяти. Нет доказательств, что коты спонтанно вызывают из памяти события, произошедшие несколько дней или несколько часов назад. У котов имеется чувство дневного ритма. У них автономный дневной ритм, который настраивается каждый день с восходом солнца, а потом по своим признакам они понимают, какое сейчас время дня. Некоторые признаки природные, это восход и закат, а некоторые приобретенные, такие как время кормления примерно в одно и то же время дня. Кроме того, они не чувствует того, что время проходит в том смысле, как это чувствуют люди.

kakkoshki10

Практически каждая реакция кота меняется, если повторяется постоянно. Даже рефлекс страха со временем притупляется и в конце концов исчезает, например, если один и тот же громкий звук повторяется вновь и вновь. В процессе привыкания вначале что-то возбуждает кота, но затем постепенно интерес теряется до тех пор, пока не будет вызывать вообще никакой реакции. Например, кошкам быстро надоедают одни и те же игрушки. Чтобы понять, почему так происходит, в 1992 Джон Бредшоу инициировал исследовательский проект в Университете Саутхемптона на предмет мотивации кошек на игру с предметами. Играют ли коты чисто для удовольствия, как маленькие дети или их намерения более серьезные? Манера котов играть с игрушками очень напоминает их манеру атаковать жертву, поэтому ученые спроектировали эксперименты так, чтобы в голове кошек эти действия были связаны с охотничьими инстинктами. Выяснили, что главная причина очевидной скуки это привыкание. Кошкам дали несколько игрушек, плюшевые мышки с хвостиком, с самого начала кошки энергично с ними играли, было видно, что они принимают игрушки за настоящих мышей. Но через несколько минут кошки оставили это занятие, а после того, как через некоторое время им вернули эти игрушки, они опять играли, но уже не так энергично и еще меньше, чем в первый раз. А в третий раз мало кто из котов вообще начал игру. Они четко дали понять, что устали от игрушки. Когда же игрушку слегка изменили, поменяв цвет (скажем, черный на белый, потому что кошки по-другому воспринимают цвета, чем люди), текстуру или запах, почти все коты снова принялись играть. Вывод: им стало скучно не от игры, а от самой игрушки.

kakkoshki7

Чтобы понять, почему коты разочаровываются от игры мы, прежде всего, рассмотрели мотивацию, по которой кошки играют. Котята играют с игрушками как со своими друзьями котятами, а взрослые кошки однозначно принимают игрушки за свою добычу: они подкрадываются, кусают, атакуют, как будто это мыши или крысы. Для подтверждения этого вывода, мы предложили кошкам разные игрушки, чтобы посмотреть, что они предпочтут. Неудивительно, что им понравились меховые и перьевые игрушки размером с мышь. Даже домашние коты, которые никогда не охотились, выказали такое же предпочтение, так как эти образы жестко запрограммированы у них в голове. Причем кошки играли по-разному с меховыми мышками и крысами. Меховых мышей они хватали передними лапами и кусали, а меховые игрушки размером с крыс держали на расстоянии вытянутой лапы и рвали задними лапами - именно так кошки охотятся на крыс в жизни(это называется потрошение, так как задние лапы кошки очень сильны). Многое из того, чему могут научиться кошки, основывается на двух фундаментальных психологических процессах: классическом и оперантном обусловливании. Оба вызывают образование новых ассоциаций в мозге кошки. В первый входит два события, которые происходят регулярно и в одном временном промежутке; во второй входит что-то, что кот делает или не делает и предсказуемое последствие этого действия, которое для кота может быть хорошим (награда) или плохим (наказание). Поскольку у кота нет инстинктивного понимания ни о том, как поведет себя человек ни о том, как лучше всего себя с ним повести, фактически все их взаимоотношения с людьми строятся на таком виде обучения.

kakkoshki9

Классическое обусловливание известно еще как Павловское обусловливание в честь русского ученого Ивана Павлова, который первым вычислил, как работает обучение в серии опытов с собаками в 1890-х годах. Фактически его принципы в равной степени применяются к кошкам. Голодный кот, почуяв еду, инстинктивно найдет и съест её. Для дикого кота еда является результатом успешной охоты, а для домашнего его опекун делает этот процесс необязательным, он покупает еду для кошек в магазине. Кошкам не надо учиться тому, что еда может появиться без предварительной охоты, потому что так и случается в дикой природе, когда мать кошка приносит еду в семью. Чему они учатся по классическому обусловливанию, так это сигналам о том, что еда уже близко, например, звук открывающейся банки с кошачьей едой. На жаргоне психолога это действие опекуна является обусловленным стимулом, который ассоциируется в голове кошки с необусловленным (инстинктивным) стимулом, запахом еды. Ничто в эволюции кошачьих не подготовило их к автоматическому реагированию на звук открывающейся банки: ассоциация это то, чему коту приходится самому учиться. Конечно, едва ли можно назвать этот урок трудным, также как и лежащий в основе процесс комплексным; ученые обнаружили такое поведение даже у пчел и у гусениц. Тем не менее, классическое обусловливание это главный способ, с помощью которого коты узнают, как устроен мир вокруг: какие элементы мира происходят с предсказуемой последовательностью, а какие нет.

kakkoshki8

Результат - необусловленная реакция - необязательно должен быть в виде «награды», такой как еда. Фактически, обучение происходит быстрее, когда оно помогает животному избежать чего-то неприятного или болезненного. Кот, атакуемый другим, большим по размеру котом, естественно испытает страх и возможно боль и инстинктивно попытается убежать. Возможно, он запомнит, как выглядел атакующий кот и ассоциирует его внешность с неприятными чувствами, которые он испытал в то время. В следующий раз, когда он встретит этого кота, он почувствует страх еще до атаки и сразу же убежит, как он сделал, в конце концов, при первой встрече. Однако, реакция сравнительно сложных животных, таких как котов, может быть гибкой: они не обязательно будут автоматически реагировать, как в первый раз просто потому, что стимул один и тот же. Он может застыть в надежде остаться незамеченным, потому что из прошлого опыта уяснил - броситься наутек значит пригласить к преследованию.

У такого простого обучения есть один большой недостаток: события, которые кот ассоциирует вместе, должны произойти либо точно в одно и то же время либо не более чем через 1 или 2 секунды друг от друга. Скажем, кот сделал что-то, что его опекун не любит, например, принес дохлую мышь на кухню. Опекун находит её спустя несколько секунд и кричит на кота. В этом случае классическое обусловливание не связывает эти два события вместе: скорее, он свяжет неприятность от того что на него кричат, с чем-то, что произошло непосредственно перед криком, возможно, с появлением опекуна на кухне. Из такого правила есть одно исключение: если кот съест что-то, от чего он заболеет, в дальнейшем он будет избегать еду с таким запахом. Более того, выковывание такой ассоциации требует всего только разового подобного опыта. Обучение антипатии к такой еде отличается от классического обусловливания как по скорости усвоения урока, так и по временной отсрочке между ощущением - запах еды - и следствием - расстройство желудка. Очевидно, что избегать еду, которая может убить, в интересах самого кота, что говорит о необратимости такого обучения. Естественно, коту не имеет смысла ассоциировать первые признаки болезни с тем, что ещё происходит в это время, потому что проблемная еда была съедена, может быть, несколько часов назад. Тем не менее, это тоже классическое обусловливание за исключением того, что временные рамки были расширены и стали более привязаны к запаху еды, которую кот ел в последний раз перед болезнью; другие признаки, такие как характеристика помещения, где ел кот, игнорируются. Конечно, тошнота может быть симптомом инфекции, не связанной с тем, что съел кот, поэтому такой механизм иногда имеет неожиданные последствия: кот, ставший жертвой вируса, может потом отказываться от своей обычной пищи даже после выздоровления, потому что он неправильно ассоциирует с болезнью съеденную перед этим пищу.

kakkoshki6

Коты также учатся спонтанно, без видимых наград или наказаний. Это становится особенно полезным, когда они выстраивают в уме карту окружающего мира. Кот учится, что конкретный куст, мимо которого он проходит каждый день, имеет конкретный запах. Если кот увидит подобный куст в другом месте, он будет ждать, что у этого куста будет такой же запах, как у первого. Если же окажется, что этот куст будет иметь незнакомый запах, возможно, его пометило незнакомое животное, кот особенно тщательно проинспектирует этот куст. Такое обучение “молчаливое поведение” можно объяснить классическим Павловским обучением-то есть, кот спонтанно чувствует себя награжденным от той информации, которую он получил. Иными словами, коты запрограммированы получать удовольствие от своих расследований, иначе они ничему не научатся. Такое обучение позволяет котам расслабляться в весьма искусственной обстановке квартиры, которую мы им дали для проживания. Домашние коты получают удовольствие, устанавливая полный комплект ассоциаций этого окружения цветов, форм, звуков и запахов. Этим объясняется тот факт, что коты немедленно обращают внимание на любые изменения, например, передвижение мебели из одного конца комнаты в другой, ваш кот почувствует, что устоявшийся комплект ассоциаций разорван и ему срочно надо проинспектировать обстановку и снова урегулировать ассоциации. Чтобы справиться с изменениями, котам надо постепенно забыть ассоциации, которые больше не работают, этот процесс технически называется гашением.

Некоторые животные создают ассоциации легче, чем другие; эволюция позаботилась и встроила определенные реакции, которые сложно переписать. Что касается кошек, то одной из них будет высоко тональный звук, он для кошек ассоциируется с добычей. В одном эксперименте два венгерских ученых обучили крыс, что как только из колонок, расположенных в конце коридора, раздавался высокий звук, на другом конце коридора появлялась еда примерно на расстоянии 2 метров. Крысам приходилось быстро бежать к раздаче еды, иначе та исчезала. Они очень быстро этому выучились, они сидели и ждали звука, а заслышав, бежали в правильном направлении. К удивлению экспериментаторов, у котов ушло намного больше времени, чтобы усвоить это упражнение: многим котам понадобилось повторить его несколько сотен раз, прежде чем они усвоили. Они быстро осознали, что когда раздается тонкий звук, это значит, что в коридоре есть еда, но практически без вариантов бежали на звук, а не на запах еды в другом конце коридора. В процессе обучения у некоторых котов внутренний конфликт был настолько силен, что они отказывались от еды, даже если вовремя добирались до неё. Даже когда они полностью усвоили обучение и выполняли правильно задачу, они часто смотрели в ту сторону, из которой раньше до приема пищи раздавался звук. А крысы перестали это делать на ранней стадии эксперимента.

kakkoshki11

Разница в выполнении задачи кошками и крысами не значит, что крысы умнее кошек. Просто для голодного кота высокотональный звук слишком важен, чтобы его игнорировать. Этот звук для него инстинктивно означал «Очень вероятно, что еда там», научиться игнорировать это очень трудно. Об оперантном обучении мы расскажем в следующий раз.

Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» уверен, что наши статьи помогут любителям кошек достичь лучшего взаимопонимания со своими питомцами.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены