Этапы развития кошек
Котенок в животном мире - все равно, что розовый бутон в саду.
Роберт Саути, английский поэт романтик
Дорогие друзья, в прошлой статье по книге Джона Бредшоу «Сознание кошки» мы рассказали о том, как котята учатся интеграции в человеческое общество, о том, что котенка нужно брать на руки и приучать к человеку с 8 недельного возраста, а то и раньше, если мы хотим получить уравновешенного и дружелюбного компаньона с большим Моджо. О том, как свободные кошки растят своих детей и даже образуют сообщества свободных поселений, где мамы-кошки коллективно заботятся обо всех котятах. А сегодняшняя статья посвящена научным исследованиям этапов развития котят и что требуется для полной социализации кошек.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОШЕК
То, как кот будет реагировать на окружающий мир, складывается, как минимум, в течение первого года его жизни, но наиболее важные изменения происходят в течение первых трёх или четырёх месяцев. Биологи делят этот период на четыре этапа, каждый из которых имеет разное значение для подрастающего котенка.
В период беременности, особенно во втором месяце беременности матери кошки, котенок в значительной, но не в полной степени, изолирован от внешнего мира. Состав околоплодных вод и крови в плаценте отражают внешнюю среду матери. Например, если мать в это время ест пищу с сильным ароматом, то котята после того, как их отнимут от груди, предпочтут пищу с таким же ароматом, что говорит об их хорошей способности к обучению еще до того, как они появятся на свет. Котята женского рода, которые в матке близко расположены к котятам мужского рода, поглощают какую-то часть их тестостерона и какое-то время будут более агрессивными в играх, чем кошечки в пометах с одними девочками. Такие тенденции, скорее всего, быстро проходят, но возможны изменения с далеко идущими последствиями. На основании того, что мы знаем о других млекопитающих, очевидно, что, если мать во время беременности испытывает большой стресс, её гормоны стресса могут проникнуть в плаценту и повлиять на развитие головного мозга и эндокринные системы плода.
В течение почти всего неонатального (после рождения) периода, от рождения и до двух с половиной недель котята глухи и слепы, полагаясь только на обоняние и осязание своей матери. Период социализации начинается, когда их глаза и уши открываются и на третьей неделе жизни начинают функционировать, позволяя котенку изучать окружающий его мир, включая людей, которые заботятся о нем и о его матери. В то же самое время он учится ходить, а затем и бегать. Когда котята не спят, они проводят много времени в играх друг с другом, а затем и с предметами. Начавшийся в возрасте восьми недель юношеский период совпадает с общепринятым периодом передачи котенка в дом к новым опекунам (исключая породистых кошек, традиционно передаваемых опекунам в возрасте 13 недель). К этому моменту сенситивный период социализации заканчивается. Период юношества заканчивается с достижением половой зрелости, иногда в период от 8 месяцев до 1 года; многие домашние коты, конечно, будут стерилизованы еще до достижения ими возраста одного года.
Практически всё взаимодействие котят друг с другом сводится к играм и в течение первой половины периода социализации почти все их игры направлены на других котят. Игровые интервалы короткие и неорганизованные и иногда игру провоцируют какие-то движения другого котенка. К возрасту 6 недель, однако, котята уже играют сами по себе с предметами вокруг них, толкая, атакуя, преследуя, нанося удары лапами и подбрасывая их в воздухе. Всё это действия взрослых кошек, когда они ловят добычу, поэтому биологи ищут неуловимую связь между объемом игр таких котят и их охотничьих способностей, когда они вырастают. Игра с предметами оттачивает общую координацию котят, но, возможно, это не самый важный фактор в определении того, вырастет ли кот способным поймать достаточно добычи, чтобы прокормить себя. Что касается диких котят, то их учит кошка-мать, как охотиться, чтобы прокормить себя. Вначале она приносит недавно убитую жертву в гнездо, как только их координация улучшится, она приносит в гнездо ещё живую жертву. Это даёт котятам возможность управиться с добычей и выяснить, какова она на вкус. Мать не учит их активным образом, как управиться с жертвой, она просто кладет её перед ними и позволяет вступить в действие их инстинктам хищника. Если они не выказывают интереса, то кошка привлекает их внимание, начав есть добычу сама, остановившись только тогда, когда котята к ней присоединятся. Конечно, это редко происходит с домашними кошками, если только мамаша сама не является законченной и врожденной охотницей, в этом случае в гнездо могут попадать маленькие окровавленные «подарки». Предназначено ли котенку судьбой стать охотником или (что более вероятно) нет, среди наиболее важных событий в его жизни это время, когда мать решает отнять его от груди. Обычно это случается на четвертой или пятой неделе жизни котенка, но может быть и раньше, если помет был большим - шесть и более котят - или если мать нездорова или в стрессе. Каковы бы ни были обстоятельства, управляет этим процессом мать-кошка, котята редко сами отнимаются от груди. Не удивительно, что котята начинают голодать и за несколько дней теряют в весе. Голод движет ими, заставляя стать более любознательными и искать другие возможные источники пищи.
В домашних условиях, когда харчами котят снабжают опекуны, новым источником пищи должна стать специальная еда для котят. В дикой природе кошка-мать приносит добычу в гнездо и расчленяет, чтобы маленьким ртам было удобно жевать. Котята продолжают донимать её, выпрашивая молоко, но в течение следующих пары недель она распределяет рацион так, чтобы заставить их развивать способности поедать и переваривать мясо. По мере изменения пищевых привычек котята меняются внутри. Мясо переваривается дольше, чем молоко, поэтому кишечник у них покрывается ворсинками, маленькими пальцеобразными выступами, которые увеличивают объем поглощаемых питательных веществ. Лактоза, энзим, который расщепляет молочный сахар, навсегда заменяется сахаразой для расщепления сахара в мышцах, так что многие взрослые коты не могут переваривать молоко. Ученые иногда описывают процесс прекращения грудного вскармливания как конфликт между матерью и её отпрысками. Есть теория, согласно которой животное, такое как кошка, которая может за свою жизнь родить несколько пометов, должно вести себя так, чтобы уравновесить выживание каждого помета. Например, потребности супер большого помета могут стать чрезмерными, ухудшая её здоровье и таким образом шансы иметь еще потомство. У некоторых млекопитающих, включая мышей и сусликов, матери с большими пометами могут убить одного или двух самых слабых детёнышей, предположительно для того, чтобы выжили остальные. Но у кошек, однако, такая тактика никогда не была зарегистрирована, хотя больные котята могут просто игнорироваться матерью, предположительно, из-за того, что он не подает правильные сигналы, побуждающие её заботиться о нем.
Кошка-мать не может себе позволить быть слишком жестокосердной по отношению к своему потомству, в конце концов, она никогда не может быть уверенной, что выносит еще котят. Поэтому она тщательно анализирует потребности котят, держа их впроголодь так, чтобы им захотелось попробовать мясо, но без особого ущерба их здоровью. Более того, если у неё начинает рано пропадать молоко, котята увеличивают время на игру, предположительно, чтобы подготовиться к обучению охоте. В то время, как большинство молодых животных - мышей, например - в голодном состоянии играют меньше для сохранения энергии, то для котят игра это подготовка к процессу охоты. Реагируя на затруднительное положение своей матери, котята, таким образом, преждевременно готовят себя к независимости. Игра готовит котят не только к охоте, но и к тому, как ладить с другими котами. Если бы домашние коты были такими же одиночками, как их предки, у них бы не было необходимости в социальных приличиях. Например, для животных, чьи личные контакты ограничиваются кратким ухаживанием и спариванием, а затем воспитанием детей матерью, социальная игра простая и краткая. А для домашних котят по мере того, как они взрослеют, игра с однопометными котятами становится весьма сложной и больше не вращается вокруг элементов охоты.
В возрасте от шести до восьми недель котята начинают пользоваться специфичными сигналами, направленными на то, чтобы убедить своих братьев и сестер поиграть с ними, такие как переворачивание на спину (живот вверх), беря другого котенка зубами за шею (высокая стойка) или поднимаются на задние лапы (вертикальная позиция). К возрасту десяти недель, если котята все еще вместе, каждому котенку придется научиться правильной реакции на каждый из таких сигналов - живот вверх и вертикальная стойка. По мере того, как котята взрослеют, игра становится более жесткой и время от времени один из котят получает травму. Во избежание путаницы между игрой и настоящей дракой котята используют “игровое лицо” для того, чтобы обозначить свои дружественные намерения, особенно когда они находятся в уязвимой позиции животом вверх. Также они могут использовать разные движения хвостом для подачи дружественных игровых сигналов, но до сих пор ни один ученый не смог расшифровать эти сигналы. Котята постарше также используют специальный сигнал, когда хотят прекратить игру: они выгибают спину, скручивают хвост кольцом и затем отпрыгивают.
Если котята из одного помета остаются вместе после десяти недель, когда их обычно должны были бы устроить в семьи, социальная игра занимает все больше и больше времени, пик приходится на интервал между 9-ой и 14-ой неделями. Все это подтверждает тот факт, что домашние котята будут социализированными во взрослом возрасте, а процесс социализации начинается в возрасте нескольких недель и, если не прерывается, продолжается несколько месяцев. Удивительно, но мы мало знаем об оптимальном времени, нужном кошкам для того чтобы научиться как взаимодействовать с другими кошками. Эксперименты, доказавшие сенситивный период для социализации (подготовка к жизни в обществе) с людьми, нужно повторить, но уже для изучения взаимодействия с другими кошками, можно предположить, что таких сенситивных периодов будет несколько, каждый привязан к социальному окружению, в котором находится котенок. Первый период захватывает первые две недели жизни котенка, когда он формирует отношения с матерью с помощью обоняния. Котята, принимающие позы «живот вверх» с игровым лицом и высокой стойкой.
Котята начинают учиться взаимодействию с братьями и сестрами в течение первых четырех недель жизни; им не обязательно распознавать их как личности, это будет позже. Котята рождаются уже с готовым образом того, как должен выглядеть другой котенок, но он быстро истирается из памяти, если вокруг нет других котят. Так, если котенок вырастает в помете щенков, он воспринимает щенков, как своих братьев или сестер и не знает, что сам он котенок. Но вот если щенок воспитывается в одном помете с котятами, даже если они в высшей степени дружественны по отношению к щенку, то котята все же будут предпочитать компанию друг друга. Мозг кошки сконструирован так, что он формирует более сильные привязанности к кошкам, а не к другим животным на четырех лапах. С пятой недели и дальше котята, естественно, многому учатся от своих братьев и сестер, особенно самым эффективным играм. Если котенок одного помета будет играть с котенком из другого помета, то игра будет намного жестче обычной. Котята, воспитанные на руках, даже более агрессивны так, что другие котята активно их избегают. Другие чересчур привязываются к своему владельцу и не совсем понимают, что они вообще коты. Котята одного помета, которые воспитываются вместе, обычно формируют между собой более сильные связи, чем два неродных котенка. В августе - сентябре 1998 Джон Бредшоу со своим студентом изучали этот феномен, записывая поведение пары кошек в приюте. Они сравнили 14 пар кошек одного помета, которые жили вместе с самого рождения с 11 парами не связанных друг с другом кошек, которые до этого никогда не встречались. Несмотря на жаркую погоду, все кошки одного помета спали рядом, прикасаясь друг к другу, а из несвязанных между собой пар так спали только пять из одиннадцати и то это было случайно. Многие пары из одного помета вылизывали друг друга, несвязанные между собой пары так никогда не делали. Почти все кошки из одного помета были счастливы есть вместе бок о бок, а несвязанные пары исследователи были вынуждены кормить в отдельных чашках или по очереди. Тот факт, что котята родились и выросли в одном помете и это делает их дружественными друг другу, кажется самым очевидным объяснением. Маловероятно, чтобы недружеские отношения в несвязанных парах объяснялись всего лишь разницей в возрасте, ведь если котенка не берут опекуны и он остается жить с матерью, то они остаются друзьями на всю оставшуюся жизнь. Тем не менее, ученым ещё предстоит расследовать, могут ли кошки одного помета распознавать друг друга как родственников, например, спустя месяцы после расставания (как собаки) или они просто стараются остаться друзьями с любым котом, с которым они жили долгое время со второго месяца жизни, то есть в период социализации. Дикие котята могут продолжать взаимодействие со своими сестрами и братьями и другими соседними пометами до достижения шестимесячного возраста. Большинство котят на улице родятся весной. К осени мать кошка разрывает все связи с детьми мужского пола и может активно их прогонять -благоразумная мера предосторожности против близкородственного спаривания. К этому времени у диких котят уже бывает много возможностей научиться быть котом, домашние питомцы такого же возраста таких возможностей обычно лишены. Котята женского пола, с другой стороны, часто не покидают свою натальную группу несколько лет, поэтому у них имеется больший объем для изучения социальных привычек.
Мы часто видим разницу между полами при выборе котятами компании. По мере подрастания, дикие котята мужского пола проводят большую часть времени со своими братьями из одного помета. Они редко контактируют с котятами других пометов, даже родственных; каждый год большинство родившихся в дикой колонии котят будут двоюродными или троюродными братьями и сестрами. Котам, если они избежали стерилизации, судьбой предназначено вести одинокую жизнь и когда они достигнут половой зрелости, должны будут соревноваться с другими котами за внимание женского пола. Дикие котятки женского пола вначале проводят большую часть времени со своими сестрами из своего помета, но в возрасте нескольких месяцев будут также общаться с тетями или котятами женского пола других родственников тёти. В течение третьего и четвертого месяца жизнь котят полна игры, независимо от того, какого они пола. Мы не знаем, будет ли иметь серьезные последствия лишение котят возможности играть в этот период с другими котятами. Возможно, в связи с тем, что коты считаются одиночными созданиями, для которых социальная жизнь это роскошь, а не необходимость, ученые не исследовали этот вопрос с научной точки зрения. Но очевидно, что продолжительное общение со своими сверстниками в юности может внести огромный вклад в развитие кошек как социальных животных. Важнейшим социальным навыком для кошки, конечно, является не умение общаться с другими кошками (хотя это полезный навык), а с людьми. В этом отношении кошки уступают только собакам. Кошки, как и собаки, способны к разнородной социализации, то есть они могут привязываться к разным видам животных, а не только к человеку и другим котам. Котята, выросшие в доме с дружественной собакой, сохранят доброе отношение к этой собаке и потенциально к другим подобным собакам на всю свою жизнь. Мы не знаем точно, как кошки или собаки достигают этого, но мы можем допустить, что коты хранят правила взаимодействия с каждым отдельным видом в дискретных элементах мозга, наподобие того, как человеческий мозг хранит разные языки в физически раздельных областях лобных долей головного мозга. В возрасте от четырех до восьми недель котята формируют своё видение людей, по крайней мере, тех, с которыми они встречаются. Котята, которые в этот период видят только женщин, как это может быть в кошачьих приютах, могут впоследствии бояться мужчин или детей в доме своих опекунов. Котенок, которого воспитывает только один человек, может очень сильно привязаться к нему, мурлыча всегда, когда этот человек поднимает его на руки и настойчиво требует его внимания с такой силой, которая предполагает, что этот человек, по мнению котенка, является его матерью. Если котенка знакомят с большим количеством людей до достижения им возраста восьми недель, то из него получится контактный и доступный кот. При этом блокируется сильная привязанность к одному человеку, а вместо этого в голове у кота возникает общая картина человеческой расы. Развиваются ли все три категории одновременно - мужчины, женщины, дети - или котята заносят всех в одну категорию, неизвестно, но конечный результат очевиден: кот не боится людей.
Для оптимальной социализации котята должны ежедневно и надолго оставаться с людьми. Эксперименты показали, что 15-минутное общение с людьми каждый день воздействовало на котенка так, что он хоть и приближался к людям, но не так охотно, как котенок, который общался с людьми по 40 минут в день. Точно также 15-минутный котенок не оставался на коленях так долго, как 40-минутный котенок. По счастью, котята, родившиеся в доме опекунов, получают много внимания без особых усилий благодаря их неотразимой привлекательности. Котята, родившиеся в приюте, не имеют такой роскоши. На их пути к оптимальной социализации могут стоять проблемы заражения болезнями от других пометов. Обычный способ ухода за кошкой-матерью и котятами, при котором большинство контактов заключаются в рутинном кормлении и уборке клеток, даёт вроде бы дружелюбных котят, но у них в любом случае нет столько контактов с человеком, как у домашних котят. Опыты, проведенные Джоном Бредшоу и известным ветеринарным специалистом, показали, что в результате дополнительного общения и игры не с одним, а с несколькими людьми, даже просто нескольких дополнительных минут каждый день, начиная с 3-ей недели до 9-ой недели, получались поразительно дружелюбные котята. Когда котятам, которые получали такое дополнительное общение, исполнялся год, они были заметно более расслаблены, чем те, которые воспитывались обычными методами и опекуны сообщали, что они очень близки к людям. Дополнительное общение давало долгосрочный эффект прочной связи между котом и опекуном.
В Великобритании возраст 8 недель, конец материнского вскармливания, это традиционный срок устройства беспородных кошек в семью, но ни наши исследования ни другие опубликованные работы еще не подтвердили, что 8 недель это правильный возраст для котенка уходить в новую семью и новый дом, особенно с точки зрения того, насколько хорошо котенок привяжется к своим новым хозяевам. По мнению нового хозяина, этот возраст кажется абсолютно понятным: в конце концов, в возрасте 8 недель котята самые милые и смешные. Однако, породистых кошек обычно не пристраивают, пока им не исполнится 13 недель; Совет Управляющих клуба любителей кошек, одно из агентств, регулирующих разведение кошек в Великобритании, настоятельно рекомендует не разрешать пристраивать в новый дом ни одного котенка до тех пор, пока он не достигнет возраста 13 недель, просто потому, что он не получит первых нужных прививок и будет подвержен болезням. Но личности основных типов породистых кошек - персидская длинношерстная и восточная сиамская - так отличаются друг от друга и от домашних кошек, что эти различия перечеркнут любое влияние, даже разницу в 4 недели при устройстве в семью. Несомненно, что в любом возрасте котята при переезде в новый дом будут переживать эмоциональный стресс. В мгновение ока всё, к чему они привыкли, исчезло, а всё, с чем они сталкиваются в новом доме, для них новое. Они покинули безопасную жизнь рядом с матерью. Они выдернуты из компании своих братьев и сестер, которых они за последний месяц уже научились узнавать как личностей и которые были их всегда готовыми игровыми партнерами. Они покинули хорошо знакомое и безопасное место, которое успокаивающе пахло мамой, братьями и сестрами. Вряд ли внимание незнакомых людей, даже очень благожелательное, успокоит их в этот период перемен.
Даже если такая дислокация случится в возрасте от 8 до 13 недель, это будет по-любому раньше, чем если бы котенок добровольно покинул свою семью. Надо отдать должное гибкости кошачьего поведения, что такой процесс работает вообще; большинство котят адаптируются к новому окружению и новым опекунам. Они даже могут, хотя вовсе не обязательно, адаптироваться к жизни с другими кошками нового владельца. Правильное обращение с котенком в возрасте от 4 до 8 недель достаточно, чтобы вы получили кота по всем параметрам вас удовлетворяющего. Что же случится, если этот уход отложится до 6, 7 или 8 недель и даже больше? Многие котята рождаются от кошек, которые, будучи бездомными, боятся людей и котят никто не видит, пока они не начнут делать первые неуверенные шаги в большом мире. В таких случаях обычно звонят в благотворительные фонды по пристройству кошек и такие организации, естественно, желают помочь. Каков наилучший образ действий в этом случае?
Наши исследования показали, что чем старше найденные котята, тем они менее дружелюбны, по крайней мере, вначале. Поведение котят, не имевших контактов с людьми до возраста 6 недель, сильно отличалось от поведения обычных котят, даже после их устройства в благотворительные центры. Обычное общение с ними было затруднено, они редко мурлыкали, если их гладили. Котята старше 8 недель также не шли на контакт, а те, которые были старше 10 недель, были по-настоящему дикие. Это еще раз доказывает, что у котят социализация с людьми должна начинаться в возрасте от 6 до 7 недель, если вы хотите чтобы она была эффективной, но, начавшись, должна продолжаться ещё несколько недель. Метод обращения с котятами после того, как они попадут в приют, влияет на то, как быстро они станут дружелюбными. Эксперименты показали, что если с котятами общались двое или несколько человек, малыши были более спокойны и игривы, если к ним подходили незнакомые люди, чем те, за которыми ухаживал только один человек. Котята, которые знали только одного человека, привязывались конкретно к нему, но сохраняли недоверчивое отношение к другим людям; а котята, которыми занимались несколько человек приблизительно в одно и то же время, не были сильно привязаны к ним, но позднее были доверчивы ко всем людям вообще. Большинство этих спасенных малышей становились отличными домашними питомцами, такими же, как и те, кто родился в центре защиты животных и за которыми ухаживали с самого раннего возраста. Фактически, уличные котята получали дополнительное внимание, чтобы компенсировать недостаток социализации, которую они не могли получить до своего спасения, и так многие стали более дружелюбными, чем даже их собратья по приюту уже в годовалом возрасте. Но было несколько котят, которые не поддавались социализации совсем. Маловероятно, чтобы котята, не видевшие людей до 10-недельного возраста и старше, стали домашними питомцами, за крайне редким исключением. Они остаются жить на задворках жизнедеятельности человека как “уличные” или “дикие” коты, но не становятся частью их жизни. Большинство как-то охотятся, но реально все зависят от еды и укрытия, которое предоставляет им человек, как случайно, так и намеренно. Единственное окошко в возможность принять человека и привязаться к нему закрылось. Часть мозга, отвечающая за социализацию, очень быстро меняется в возрасте около 8 недель и изменить его базовые социальные склонности после этого, как правило, невозможно.
Общее правило такое: если кот дикий, он всегда будет диким, если только он не получит серьезную физическую и психическую травму, например, его не собьет машина. Порой некоторые добросердечные души отвозят бродячего кота, ставшего жертвой аварии, к ветеринару. Многих спасти невозможно, но те, которые смогут обмануть смерть и медленно возвращаются к жизни, могут неожиданно измениться как личность; они привязываются к тем, кто больше всех за ними ухаживал, и напоминают этим котенка, взращенного на руках. Исследователи зарегистрировали подобные изменения в котах, подвергшихся серьезной и длительной гипертермии. Очевидно, гормональный взрыв, произошедший в котах, которые были близки к смерти, мог взболтать мозг так, чтобы можно было пройти этап социализации еще раз. Нельзя недооценивать важность периода социализации для будущего благополучия котенка. Всего лишь за 6 коротких недель, начиная с двух недель от роду, в этот период строится фундамент для всей последующей социальной жизни. Если кошка-мать прячет котенка от людей, обычно потому что она сама не социализированная, вряд ли котенок станет домашним. Если за котенком ухаживает один человек, он привяжется к этому человеку, но у него сформируется слишком ограниченное представление о людях и он будет подозрительно относиться к незнакомцам.
Коты не перестают изучать людей или других животных, когда минуют 8-недельный водораздел. С этого момента общий курс их привязанностей установлен, но детали дальнейшего путешествия по жизни далеко не предопределены. Мы знаем, что весь первый год своей жизни они ещё много узнают о том, как взаимодействовать с людьми и с другими котами, хотя исследований в этом направлении было проведено мало. То, как развивается личность котенка в течение первого года жизни, зависит не только от его опыта, но и от генетики: как и другие животные, кошки ведут себя по-разному в разных ситуациях и эти различия часто являются продуктом их генов.
В дальнейшем вы узнаете, как именно кошки изменили себя, чтобы стать ближе к человеку и заглянем в мир их чувств и сознания, ценность работ Джона Бредшоу в том, что они основаны на многочисленных исследованиях ученых - практикующих биологов, археологов, биологов-экспериментаторов, зоопсихологов, молекулярных биологов и антропозоологов. Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» уверен, что наши статьи помогут любителям кошек достичь полного взаимопонимания со своими питомцами.
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены