Эмоции как механизм выживания

Оцените материал
(1 Голосовать)

«Вы не можете контролировать всё, что происходит с вами.
Вы можете лишь контролировать свою реакцию на происходящее»

Дорогие друзья, мы продолжаем тему «сознание собаки» по книге Джона Бредшоу, антропозоолога, доктора биологических наук, который основал и возглавил Бристольский институт антропозоологии и более 30 лет изучал взаимоотношения людей и одомашненных животных, кошек и собак, и написал ряд книг. Итак, продолжаем о психологии одного из лучших друзей человека и поговорим о том, какие эмоции могут испытывать собаки и могут ли ими манипулировать так, как люди.

Любит ли вас ваша собака?

Собаки явно привязаны к своим хозяевам в том смысле, что они повсюду следуют за ними. Но действительно ли ваша собака любит вас? Конечно, любит! Она сообщает вам об этом каждый раз, когда вы возвращаетесь домой, по тому, как она приветствует вас. Ваша собака может быть просто домашним питомцем, но я был бы очень удивлен, если бы большинство владельцев не сказали бы, что они любят свою собаку и что их собака любит их в ответ. Как ученый, я могу исследовать, насколько сильно вы любите свою собаку, и как человек, я могу быть достаточно уверен, что то, что вы описываете мне как «любовь», во многом является той же эмоцией, которую я испытывал к своим собственным собакам. Мы можем сформулировать это, во-первых, потому, что мы представители одного вида и, следовательно, обладаем схожим эмоциональным репертуаром, и, во-вторых, потому, что мы можем донести свои чувства друг до друга.

emocvizhivi1 min

Однако любовь, которая течет в другом направлении, от собаки к владельцу, определить гораздо труднее. Во-первых, собаки не могут сказать нам, что они чувствуют, поэтому мы должны сделать вывод об этом по их поведению. Можем ли мы быть уверены, что всегда правильно их понимаем? Во-вторых, поскольку мы принадлежим к разным биологическим видам, мы не можем просто предположить, что собаки испытывают тот же набор эмоций, что и мы. На самом деле, я пойду даже дальше и скажу, что делать такое предположение неэтично. Ученые несут ответственность за то, чтобы рассказать как можно больше о реальности собачьих эмоций, направляя владельцев к правильному восприятию того, что их собаки могут чувствовать, а чего не могут. Я убежден, что уделение должного внимания эмоциональной жизни собак - это не просто академическое упражнение, оно имеет реальные и практические последствия для их благополучия и взаимоотношений с людьми. Но не все ученые согласны с тем, что эмоции собак вообще являются подходящим предметом для исследования. Другие считают нормальным приписывать эмоции нашим ближайшим родственникам - возможно, только обезьянам или, может быть, высшим приматам, но более склонны ограничиваться более механистическими объяснениями поведения менее близкородственных видов, включая собак. Конечно, большинство владельцев домашних животных сочли бы такую степень скептицизма абсурдной - они твердо верят в эмоциональную жизнь своих питомцев. Эти точки зрения настолько расходятся, что многие ученые просто стали считать, что владельцев ввели в заблуждение, в то время как многие владельцы собак отвергают науку как слишком оторванную от реалий владения собакой.

Но на самом деле человеческий разум достаточно изощрен, чтобы воспринимать обе точки зрения одновременно. Субъективная и объективная точки зрения на эмоции могут существовать бок о бок даже внутри одного и того же человека. Ученые будут небрежно говорить о своих собственных питомцах, как будто у них сложная внутренняя эмоциональная жизнь, но, если на них надавить, признают, что существует мало прямых доказательств того, что животные на самом деле испытывают именно эти эмоции. Хорошо известно, что человеческий разум любит проецировать эмоции и намерения на все, особенно на то, что он не может контролировать. Антропоморфизм, то есть приписывание человеческих характеристик нечеловеческим существам - таким явлениям, как погода, и даже неодушевленным объектам, таким как реки и горы - является неотъемлемой частью человеческой природы. Точно также как зооморфизм и тотемизм, взаимодополняющие процессы, посредством которых люди приписывают характеристики животных другим людям. Мы говорим о собаках как о «маленьких людях», и мы можем называть человека «собакой» (хотя то, что мы можем подразумевать под этим, будет варьироваться от культуры к культуре и, возможно, в зависимости от пола объекта исследования). Означает ли это, что мы не знаем, что собаки и люди разные не только по внешнему виду, но и по внутренним характеристикам? Время от времени мы можем размывать различие, но в основном эти приписывания характеристик являются метафорами, и мы используем их с полным осознанием этого факта.

emocvizhivi2 min

Без эмоциональной связи не было бы домашних животных - и все же эта связь иногда может создавать проблемы как для собак, так и для людей. Эмоциональная связь между владельцем и домашним животным часто, а возможно, и всегда, связана с антропоморфными проекциями. Многие люди действительно бессознательно обращаются со своими животными, как если бы они были маленькими человечками. Тем не менее, большинство владельцев домашних животных также способны логически оценивать поведение своих животных, особенно когда необходимо принимать решения, влияющие на благополучие этого животного. Вполне возможно придерживаться логического взгляда на «непохожесть» животных, ни капли не вмешиваясь в эмоциональные аспекты взаимоотношений. Именно тогда, когда эти два подхода становятся размытыми, отношения обречены на проблемы и потенциальный распад. Например, владельцы, которые обращаются со своей собакой так, как если бы это был человек, могут проецировать на нее обязанности, о которых собака даже не подозревает, не говоря уже о том, что бы она была способна адекватно реагировать. И, следовательно, владельцы могут чувствовать себя оправданными, наказывая собаку за то, что, по их ошибочному мнению, собака «знает, что сделала».

Даже владельцы, которые относятся к своим собакам вполне рационально, могут попасть в ловушку, предполагая, что они знают о самочувствии своей собаки больше, чем на самом деле. В исследовании, проведенном в Швейцарии, исследователи показали неподвижные фотографии и короткие видеоклипы собак, взаимодействующих друг с другом, а также с людьми, шестидесяти четырем швейцарским владельцам собак и шестидесяти четырем случайным образом выбранным людям с небольшим опытом или отсутствием какого-либо опыта общения с собаками. Обе группы смогли правильно связать мимику собак с очевидными эмоциями и поведенческими состояниями, такими как страх и любопытство. Но это не относилось к другим эмоциям, таким как гнев и ревность; более того, владельцы собак, как правило, были более антропоморфны в своих описаниях, чем те, кто не был владельцами. Очевидно, на их суждения влияла близость их отношений. Владельцы собак могут думать, что они могут интерпретировать собачье общение, но на самом деле их часто вводит в заблуждение их антропоморфизм. Во второй части того же исследования владельцам собак был показан видеоклип, в котором хозяйка готовила свою собаку к прогулке - надевала пальто, сажала собаку на поводок, а затем немедленно снимала поводок, снимала пальто и игнорировала собаку в течение нескольких минут. Собака проводила ее до двери, затем вернулась туда, где она держала свое пальто, и, наконец, села, наблюдая за хозяйкой, пока та не переключила свое внимание на что-то другое. Почти все участники, которым была показана вся последовательность действий, определили эмоцию игнорируемой собаки как «разочарование». Но среди тех, кому показали только последнюю часть сцены, после того как владелец покинул кадр, очень немногие определили эмоциональное состояние собаки таким словом. Очевидно, что бывшие участники проецировали на язык тела собаки свое собственное представление о том, как они чувствовали бы себя в этих конкретных обстоятельствах. Фактическое поведение собаки было почти несущественным. Подразумевается, конечно, что даже самые благонамеренные и рациональные владельцы могут знать о внутренней жизни своих собак значительно меньше, чем им кажется. Те владельцы, которые считают свою собаку «маленьким человеком», могут даже неосознанно предпочесть объяснение поведения своей собаки, которое больше основано на прогнозах того, что, по их предположениям, чувствует собака, чем на том, что говорит им язык ее тела.

emocvizhivi5 min

Лучшее понимание владельцами домашних животных эмоциональной жизни собак улучшило бы их отношения со своими питомцами. Это позволило бы им относиться к поведению своей собаки аргументированно и осознанно, в конечном счете, усиливая, а не уменьшая эмоциональную глубину отношений. Некоторые владельцы собак могут относиться к своим собакам как к «маленьким людям», приписывая им умственные и эмоциональные способности, которыми они на самом деле не обладают, просто потому что им никогда не указывали на то, что существует более рациональная основа для понимания того, почему их собаки ведут себя так, а не иначе. Эта более рациональная точка зрения, в свою очередь, может позволить им принимать разумные решения о том, как решать любые возникающие проблемы. Чтобы понять эмоциональную жизнь собак, мы сначала должны разобраться с тем, что такое эмоции на самом деле. К сожалению, психологи до сих пор не пришли к полному согласию относительно того, из чего состоят эмоции и как именно их следует обсуждать. Одним из ключевых вопросов является роль, которую эмоции играют в руководстве поведением. Некоторые философы предполагают, что даже у человека мозг напрямую управляет поведением, и что то, что мы воспринимаем как эмоции, это всего лишь наше сознание, комментирующее происходящее. С этой точки зрения для того, чтобы эмоции вообще существовали, требуется полное сознание. Поскольку собаки не обладают такой же степенью сознания, как мы, это наводит на мысль, что они также не могут испытывать эмоции или, по крайней мере, не таким образом, который был бы понятен нам.

emocvizhivi7 min

Новые методы, доступные в настоящее время нейробиологам, позволили более полно понять, как генерируются эмоции - в частности, посредством взаимодействия гормонов, мозга и остальной нервной системы. Например, магнитно-резонансная томография может показать, что происходит в мозге людей, находящихся в полном сознании (и, надеемся, скоро у собак тоже), помогая точно определить, где в мозге генерируются эмоции. В настоящее время общепризнано, что то, что мы переживаем как эмоции, является важной частью механизма, который позволяет нам вести нашу повседневную жизнь, а не просто побочным эффектом сознания. Считается, что они действуют как важнейшие фильтры, позволяющие нам принимать соответствующие решения в нужный момент, не дожидаясь, пока наш мозг просчитает все возможные варианты действий и попытается сделать логический выбор. Если я увижу фигуру, приближающуюся ко мне поздно ночью из темного переулка, страх мгновенно подтолкнет меня убегать в противоположном направлении. Если кто-то вломится в мой дом, пока я дома, гнев возьмет верх и сделает меня агрессивным по отношению к незваному гостю. Первый из этих ответов, вероятно, так же уместен сегодня, как и для моих предков-охотников-собирателей сто тысяч лет назад. Второе, вероятно, сейчас более эффективно, чем было тогда, и мне придется сдерживать свой гнев, если я хочу оставаться в разумных пределах применения силы, которые закон допускает для сдерживания злоумышленников. Тем не менее, гнев направляет мой мозг на непосредственную угрозу (злоумышленника), вместо того чтобы тратить время на менее срочные задачи, которые могут подождать (например, обдумать, как я собираюсь починить недавно сломанный замок на двери, или пытаться вспомнить, где я записал номер телефона агента своей страховой компании).

emocvizhivi3 min

Если эмоции действительно являются механизмами выживания, то они, скорее всего, эволюционировали для выполнения определенных функций. И эти функции - избегание опасности, противодействие угрозам, формирование парных связей, способствующих выживанию потомства- присущи не только человеку. Они применимы к волкам в такой же степени, как и к нашим собственным человеческим предкам. Действительно, поскольку и волки, и люди являются млекопитающими, а наш мозг и гормональная система основаны на одном и том же биологическом паттерне, весьма вероятно, что обе наши эмоциональные системы произошли от тех, которыми обладал наш общий предок млекопитающих. Таким образом, само собой разумеется, что наша эмоциональная жизнь и жизнь собак схожи. Однако, поскольку нас разделяют миллионы лет эволюции, также весьма вероятно, что они далеко не идентичны. Чтобы продолжить исследование этих сходств и различий, я собираюсь принять как обоснованную идею о том, что эмоции, далекие от роскоши, которую могут оценить только люди, являются фундаментальной частью биологических систем, регулирующих поведение. Я также собираюсь предположить, что, как и любая другая биологическая система, эмоции были отобраны и впоследствии усовершенствованы в процессе эволюции. Модель, которую я приму, делит эмоции на три компонента. Самый примитивный уровень включает реакции вегетативной нервной системы (той части, о которой мы не подозреваем, но которая обеспечивает функционирование различных частей нашего тела), действующей согласованно с гормонами, которые связаны с возбуждением, страхом, стрессом, привязанностью и так далее - эмоцией I. Как люди, мы не всегда осознаем эти вегетативные реакции (исключения включают учащенное сердцебиение и потные ладони, вызванные страхом), но благодаря методам современной физиологии все они могут быть измерены и опознаны. Эмоция II - это соответствующее поведение - позы, проявления, сигналы (и, в случае собак, сигналы запаха, которые незаметны для нас, людей). Эмоция III - это то, что нас здесь больше всего интересует, - чувства, которые мы, как человеческие существа, испытываем субъективно- то, что мы в повседневной жизни называем эмоциями и настроением: «Я чувствую беспокойство» или «Я счастлив сегодня» или «Я люблю свою собаку».

emocvizhivi4 min

Три составляющие эмоции

Эмоция I - это сумма изменений в уровне гормонов и в нервной системе. Эмоция II -это внешнее выражение эмоций, например, в языке тела и вокализации. Они могут быть обнаружены в собаках и людях, чьи реакции могут быть восприняты и впоследствии могут изменить то, как ощущаются эмоции и на что реагируют. Эмоция III - это субъективное переживание самой эмоции, например, страха. Какой тогда смысл называть лежащую в основе физиологию и связанное с ней поведение «эмоциями»? В контексте улучшения нашего понимания собак мы можем быть достаточно уверены, что собака также испытывает соответствующую эмоцию (страх), наблюдая соответствующее поведение, когда животное убегает. На что именно похож этот опыт для собаки, мы никогда не сможем до конца узнать, точно так же, как мы даже не можем точно знать, что чувствует другое человеческое существо. Чувства - это личное, но это не значит, что мы не можем и не принимаем их во внимание. Когда мы имеем дело с другими людьми, мы просто строим наилучшее предположение и действуем соответственно и, если наше первое предположение неверно, есть неплохой шанс, что другой человек скажет нам об этом. Однако собаки не так хорошо дают нам понять, когда мы недооцениваем их, или, возможно, мы не так умны, как следовало бы, в расшифровке их сигналов. В любом случае, что очевидно, так это важность того, чтобы изо всех сил стараться понять их эмоциональную жизнь. Моя вторая причина считать эту трехуровневую концептуализацию эмоций полезной заключается в том, что она предполагает, что эмоции полезны для животного: они действуют как специализированные системы обработки информации наряду с общими системами обучения и познавательной деятельности (к которым люди добавили символический язык). Эмоции являются важным подспорьем для выживания, и если собаки обладают двумя «низшими» уровнями (а это, без сомнения, так и есть), то трудно утверждать, что они также не испытывают третьего уровня - эмоциональных реакций. Моя третья причина заключается в том, что эта концептуализация подчеркивает эволюционный континуум. Она утверждает, что человеческие эмоции, хотя, возможно, и уникальны в некоторых отношениях, произошли от эмоций млекопитающих, которые, в свою очередь, произошли от эмоций рептилий и так далее. Если мы поддерживаем мнение, что сознание и самосознание человека абсолютно необходимы для переживания всех эмоций, то будет очень трудно отрицать, даже с такой, казалось бы, сухой, чисто научной точки зрения, что собаки должны испытывать по крайней мере какую-то форму эмоций. Однако наряду со многими преимуществами этой модели существует один существенный недостаток: неявное предположение о том, что субъективная эмоция (эмоция III) всегда проявляется как явное поведение (эмоция II). У людей большинство эмоций связано с выражениями лица, которые мало отличаются от культуры к культуре, таким образом, служа почти универсальным языком чувств. Однако все мы можем вспомнить ситуации, в которых пытались скрыть свои чувства или проецировали эмоции, отличные от тех, которые мы испытываем на самом деле. У собак тоже выразительные морды и тела, которые выдают многое, но, возможно, не все, из того, что они чувствуют.

Стоит вкратце рассмотреть, почему у собак развились такие выразительные морды. У кошек этого нет. Кошки страдают молча. Кошки могут выражать крайний страх или крайний гнев, но как насчет тревоги или радости? Это поразительное различие между кошками и собаками проистекает из их эволюционной истории. Домашние кошки произошли от одиноких охотников, придерживающихся культуры «каждый сам за себя»: два кота мужского (или женского) пола, по сути, всю жизнь конкурируют в деле передачи своих генов следующему поколению. Ген, который заставлял одну кошку выглядеть довольной собой, когда она только что вернулась с особенно удачной охоты, вымрет, потому что он будет способствовать успеху ее соперника в поиске пищи, а не его собственному. Таким образом, отсутствие связи между общением (эмоция II в модели) и физиологическими и субъективными компонентами эмоций (эмоция I и эмоция III) иногда может быть в интересах самого животного.

emocvizhivi6 min

На самом деле, во всем животном мире в целом честному проявлению эмоций отдается предпочтение только при определенных, совершенно специфических обстоятельствах, а именно, когда желаемым результатом является сотрудничество. Люди - один из самых склонных к сотрудничеству видов на земле, и действительно, многие из этих особых факторов применимы и к нам. Как вид, мы эволюционировали в контексте расширенных семейных групп, и поэтому, согласно теории родственного отбора, мы должны стремиться быть честными друг с другом. Кроме того, мы чрезвычайно хорошо умеем распознавать других представителей нашего собственного вида и вспоминать наши предыдущие встречи с ними. Соответственно, у нас есть очень сложные когнитивные механизмы для обнаружения обмана среди тех, кто нам знаком. Другими словами, большинство из нас очень хорошо умеют распознавать, когда кто-то из наших знакомых скрывает свои истинные чувства. Стоит вкратце остановиться на эволюции языка человеческого тела, чтобы понять, почему связь между выражением лица и некоторыми эмоциями должна быть настолько очевидной у нашего собственного вида, прежде чем перейти к размышлениям о том, может ли то же самое относиться к собакам. Человеческое лицо особенно выразительно. И выражения нашего лица, выражающие более примитивные эмоции, такие как страх, радость и гнев, по-видимому, одинаковы во всем мире. Человеческое самовыражение, несомненно, является типичной для вида эволюционировавшей чертой. Идея, лежащая в основе этого наблюдения, была впервые предложена Чарльзом Дарвином, который попытался применить тот же принцип к собакам. Действительно, исследователи недавно обнаружили, что лицевые мышцы, используемые для создания этих особых выражений, являются общими практически для всех людей, в то время как другие лицевые мышцы сильно различаются между расами и отдельными людьми. Как биологический вид, мы не можем функционировать в обществе без мимики - лицевой паралич почти неизбежно приводит к изоляции и депрессии.

emocvizhivi8 min

Выражение нашего лица напрямую связано с нашими эмоциями. Просто понаблюдайте за лицом человека, когда он разговаривает с подругой по телефону - он будет улыбаться, хмуриться и так далее, как если бы другой человек мог ее видеть. Действительно, одна из функций выражения нашего лица, возможно, даже их основная функция, заключается в том, чтобы дать людям понять, что мы чувствуем, когда разговариваем с ними. В таких обстоятельствах мы обычно выражаем эмоции, которые, по нашему мнению, должны испытывать, даже если на самом деле мы их не испытываем. Намерение в таких случаях состоит в том, чтобы убедить говорящего не только в том, что мы обращаем на него внимание, но и в том, что мы также находимся на его эмоциональной волне. В целом, наше бессознательное выражение лица, как правило, убеждает окружающих в том, что нам можно доверять. Мы также сознательно используем или подавляем многие из этих выражений лица, чтобы изменить поведение других в свою пользу.

Существует прямая связь между эмоцией III (чувства) и эмоцией II (выражение лица), но она находится, по крайней мере в некоторой степени, под сознательным контролем; действительно, мы используем свои выражения, чтобы манипулировать окружающими. Некоторые проявления эмоций, такие как покраснение, когда мы смущены, почти невозможно подделать или подавить, но некоторые люди могут по желанию изобразить внешне искреннюю улыбку. Другие могут изобразить только фальшивую улыбку, технически называемую улыбкой не-Дюшена, при которой рот улыбается, а глаза - нет. Мы также стараемся скрывать свои эмоции, когда это выгодно обществу: например, выиграв приз, многие люди пытаются скрыть свою спонтанную улыбку, напрягая лицевые мышцы или прикрывая лицо руками, чтобы избежать проявления злорадства. Большинство из нас искусны в обнаружении ложных проявлений эмоций у других, даже если мы, возможно, не в состоянии точно описать, как мы обнаружили неискренность. Полная маскировка эмоций требует значительной практики, о чем свидетельствует сравнительно небольшое количество людей, которым удается сохранять «бесстрастное лицо». Эволюция, очевидно, дала нам хорошо отлаженную систему обнаружения лжи - опять же, вероятно, потому что от нее зависел успех групп охотников - собирателей.

emocvizhivi9 min

Собаки Дарвина

В своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» Дарвин широко использовал домашнюю собаку для иллюстрации своих идей об интерпретации поз и выражений лиц животных. Одной из его центральных заповедей был «принцип антитезы» - идея о том, что противоположные эмоции вызывают совершенно противоположные позы, которые, таким образом, передают точную информацию о душевном состоянии и намерениях животного. Он сравнил «атакующую» собаку, которая стоит во весь рост, наклоняется вперед, подняв хвост и шерсть, рычит и обнажает зубы, с «дружелюбной, покорной» собакой, которая низко пригибается к земле, поджав хвост. Хотя на «принцип антитезы» Дарвина сегодня редко ссылаются, его интерпретация эмоциональных состояний собак по-прежнему считается обоснованной. Об эмоциях собак мы расскажем в следующий раз, продолжив тему любят ли нас наши собаки.

Благотворительный фонд «Кусочек счастья для бездомной кошки» надеется, что информация была полезна и уверен, что наши статьи помогут любителям и опекунам собак достичь лучшего взаимопонимания со своими питомцами.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены